Автокредитование в Беларуси возобновилось

0
986

Возобновилось автокредитование и причина банальна: банкам нужно зарабатывать деньги. Правда, несмотря на бодрые сообщения СМИ и обещания финансовых структур, кредиты теперь обходятся значительно дороже, чем в докризисный период. Впрочем, проблема не только в этом. Клиенты намного меньше доверяют банкам и реже обращают внимание даже на выгодные предложения.

 

Сказывается страх перед продолжающимся кризисом, возможной потерей работы, невыплатой зарплат. Все кредитополучатели теперь внимательно вчитываются в договор и догадываются, что в случае форс-мажорной ситуации банк может и машину отнять, и процент по кредиту в одностороннем порядке повысить. Впрочем, подобная ситуация едва ли может стать реальностью.

 

Пока больше всего потенциальных кредитополучателей отпугивает именно нестабильность экономики и туманные перспективы, а также довольно высокие по сравнению с предновогодними ставки по кредитам. Между тем, банки и автодилеры уже окончательно выработали стратегию деятельности в кризисный период и поделились  своими планами, ожиданиями и прогнозами.

 

Екатерина Лаппо, МТБанк:

– Ситуация на рынке сегодня далека от ажиотажа предыдущих лет, тем не менее спрос на этот банковский продукт все же есть. С момента возобновления МТБанком выдачи кредитов на покупку автомобилей (1 марта 2009 года) прошло не так много времени, но уже очевидно, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года этот сегмент рынка сильно сократился (примерно на 65%). Также очевидна динамика смещения спроса в сторону небольших кредитов.

 

Поэтому мы стремимся предложить клиентам как можно более выгодные условия. Банк отказывается от обязательного предоставления клиентом справки о доходах, первоначальный взнос составляет теперь 30% от стоимости автомобиля, срок кредитования новых авто достигает 5 лет (б/у до 3 лет), кредитополучатель имеет право досрочно погасить задолженность. (При этом страхование автомобиля на время кредитования все же является обязательным условием).

 

В рамках партнерских соглашений с автоцентрами МТБанк предлагает кредитование новых и бывших в употреблении автомобилей (от 14% до 19% годовых). Чем ниже сумма кредита, тем выгодней процентная ставка. Надеемся, что экономическая ситуация в стране будет способствовать развитию кредитного направления деятельности финансовых структур. Прогнозируем, что основной упор финансовые организации будут делать на расширение продуктовых линеек и разработку специальных, совместных с автосалонами программ  кредитования.

 

Конкурентная борьба между банками будет вестись за счет упрощения процедуры выдачи кредита, повышения стандартов обслуживания и уровня сервиса. В то же время существенного удешевления цены автокредита мы не ожидаем, поскольку на мировом финансовом рынке по-прежнему ощущается серьезный дефицит денежных ресурсов.

 

Сергей Михневич, руководитель Белорусской автомобильной ассоциации:

– Ни для кого не секрет, что до того, как автомобильный рынок Беларуси начал входить в стадию рецессии, около 40% всех новых автомобилей Volkswagen продавалось в кредит. Способствовали тому и невысокие ставки автокредитования – на уровне 10% годовых в валюте. В начале 2009 года банки вынуждены были приостановить выдачу ссуд и взять своеобразный тайм-аут, чтобы осмотреться, разобраться в ситуации и в том, как будет развиваться рынок, насколько кризис отразится на соседних странах – торговых партнерах Беларуси. 

 

Сегодня уже можно говорить о возвращении автокредитования в большинстве банков, поскольку и менеджмент финансовых учреждений, и автомобильные дилеры понимают, что деньги должны работать. В среднем по рынку размер процентов по кредиту находится на уровне 14-15% в долларах США. Однако, к сожалению, это не вдохновляет покупателей, что свидетельствует о потребительском пессимизме, причина которого банальна: неуверенность в завтрашнем дне. Как правило, покупатели новых автомобилей уже имеют определенные обязательства по кредиту (обычно до покупки авто приобретаются менее дорогостоящие вещи) и не склонны брать на себя выплату дополнительной ссуды на авто.

 

Объясняется это довольно просто:  сейчас они рискуют лишиться работы, а значит, потом платить будет уже нечем. Не помогают даже серьезные усилия, прилагаемые банками для того, чтобы снизить финансовую нагрузку на клиентов (они как могут стараются снизить размер процентных ставок по автокредитам, на рынке сегодня есть предложения даже под 10% годовых в валюте). Учитывая обстоятельства, это не дает значительного притока кредитополучателей и не прибавляет клиентов автомобильным салонам.

 

Приходится констатировать, что только 7-8% всех покупок новых автомобилей совершается с привлечением кредитных средств (в прошлом году – до 85%). Соответственно, особого влияния на рост  объема новых автомобилей этот показатель уже не оказывает. А тех, кто может выложить за новую машину 20 тысяч долларов наличными, в стране еще совсем немного. 

 

В Беларуси пока нет причин для улучшения ситуации. Остается лишь уповать на Россию, которая выступает для нас своеобразной «лакмусовой бумажкой»: как только восточный сосед почувствует первые признаки подъема в экономике, можно будет говорить и о возможном «выздоровлении» Беларуси.

 

Правда, оно произойдет с определенной временной задержкой. Поэтому в течение нынешнего года изменений ждать не приходится. Более того, Беларусь толькотолько начинает чувствовать кризис. Ожидается, что его апогей наступит в начале лета: тогда, скорее всего, экономические показатели достигнут минимума. 

 

Оживление рынка мы прогнозируем во втором полугодии 2009 г. Дело в том, что с появлением единого таможенного пространства, которое, по заявлениям руководства РБ и РФ, должно быть узаконено с 1 января 2010-го, серьезно будут подняты таможенные пошлины на автомобили. В этом случае продажи авто возрастут, поскольку некоторые граждане попытаются приобрести автомобили до повышения пошлин. В целом, я считаю, при любом сценарии развития событий белорусский автомобильный рынок в силу его потенциала имеет больше шансов для быстрого восстановления, нежели рынки соседних государств.

Эдуард ТРОШИН