Сага об обмене водительских прав изобилует острыми сюжетами. Автомобилисты берут отгулы, штурмуют межрайонные экзаменационные отделы ГАИ, выстаивают многочасовые очереди, чтобы получить удостоверения международного образца. До 29 марта, когда вступят в силу поправки к Международной конвенции о дорожном движении, осталось всего несколько дней. Но почему грядущий вторник вдруг стал для белорусов датой «Х»?
Многие опасаются, что потом выехать за границу с нынешними водительскими правами — привычной ламинированной картонкой — будет нельзя. Остановят и оштрафуют. Клубок возникших проблем и слухов пытался распутать корреспондент «СБ».
Новые водительские «корочки» в нашей стране выдают всего два месяца. По данным УГАИ МВД, их на руках у автолюбителей уже около 144 тысяч. Специалисты Госавтоинспекции прогнозировали: очереди, выстраивавшиеся в первые дни, когда начался обмен прав, со временем рассосутся. Но этого не случилось. На днях поднялась вторая волна ажиотажа. В толпе у здания Минской ГАИ по проспекту Дзержинского мы насчитали около сотни человек. В новом комплексе в Ждановичах людей еще больше, но там вдобавок идет массовая регистрация авто. Ради чего, собственно, стоят?
«Собираюсь провести отпуск в Крыму», «Детей в Словакии хочу навестить», «По работе в Европу много езжу» — ответы однообразны. Поправки к венской конвенции автоматически ассоциируются у наших водителей с табу на автомобильную поездку за границу. Насколько резонны эти опасения? Однозначного ответа получить так и не удалось.
— Я считаю, что в первую очередь нужно поменять удостоверения тем, у кого истек срок их действия, — такой комментарий дал «Интерфаксу» начальник управления Госавтоинспекции МВД Юрий Литвин. — Относительно выезда за границу, напомню, что согласно статье 43 конвенции предусмотрен переходный период. Он начнется 29 марта. Конвенцию подписала не только наша страна, но и ряд других. Среди них Польша, Литва, Латвия, Россия, Украина — все наши соседи. Страны, присоединившиеся к конвенции, взяли на себя обязательства признавать ранее выданные удостоверения в течение срока их действия.
Эти слова подтвердили и другие специалисты ГАИ, и представители ГИБДД России. Мол, поезжайте, проблем из–за старых прав не будет. В качестве доказательства порекомендовали почитать конвенцию. Почитал. Вот необходимый нам пункт 43.1, на который ссылаются все: «Национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия».
Только один нюанс. Старые «корочки» в полной мере приложению 6 не соответствуют. Ведь среди сведений, которые должны указываться в водительском удостоверении национального образца, значится подпись или отпечатки пальцев. Иными словами, то, чего в наших правах нет. Для ушлых рядовых инспекторов ГАИ и ГИБДД это формальный повод уличить водителя в нарушении. Впрочем, поживем — увидим. Как будет на самом деле, покажет только практика, когда тысячи наших автомобилистов рванут в отпуск к Черному морю.
Такая неопределенность, пожалуй, и порождает ажиотаж. Позиция водителей понятна: лучше перестраховаться. Только вот межрайонные экзаменационные отделы с потоком не справляются.
— Сотрудники работают сверх графиков, их штат уже увеличен, собираемся его снова расширять, — перечисляет варианты выхода из ситуации начальник пресс–службы Минской ГАИ Жанна Тройно. — Кроме того, планируем открыть в ТЦ «Ждановичи» еще один пункт, где будут выдавать водительские удостоверения.