«Дети возвращаются в города из деревень и лагерей. Им надо время, чтобы привыкнуть к уличному движению, – поясняет газете «Рэспублiка» Евгений Лапец, старший инспектор УГАИ МВД Беларуси. – Поэтому мы объявили акцию «Внимание – дети!» и настаиваем включать ближний свет. Штрафовать за уклонение от этой рекомендации никто не будет, но мы рассчитываем, что водители отнесутся к проблеме с пониманием.
Правила дорожного движения позволяют не пользоваться ближним светом фар в светлое время суток. Однако есть пункт 166.9, в котором прописано требование включать фары в период проведения Министерством внутренних дел республиканских комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, — пишет газета.
Напомним, что несколько лет назад УГАИ МВД начало широкомасштабную кампанию за включенные днем фары. Причем, приводило весьма веские аргументы в пользу этого.
«По данным голландского научно-исследовательского центра по безопасности дорожного движения ( SWOV ) около 80% происшествий со смертельным исходом, связанных с наездами на пешеходов, лобовыми и боковыми столкновениями транспортных средств, происходят вследствие несвоевременного обнаружения друг друга участниками дорожного движения. Обусловлено это тем, что деятельность водителя транспортного средства предполагает восприятие им большого объема информации, ее быструю обработку и принятие единственно правильного решения, а 95-98% необходимой информации воспринимается человеком через зрение. В то же время человеческий глаз реагирует лишь на контрасты и изменения контрастов в поле зрения. Поэтому даже в светлое время суток для водителя возникает проблема своевременного распознания движущегося к примеру навстречу транспортного средства темного цвета или пешехода в темной одежде на фоне дороги. А при неблагоприятных условиях освещенности (в дождь, туман, снегопад, при ослепляющем свете солнца, находящегося низко над горизонтом) вероятность своевременного обнаружения опасности для движения многократно снижается.
Таким образом, улучшение информативности транспортного средства является одним из важнейших условий его своевременного обнаружения, а самый очевидный способ привлечения внимания других участников дорожного движения и тем самым предупреждение их опасных действий — включение ближнего света фар при любых условиях освещенности. Способ простой и экспериментально проверенный: даже в яркий солнечный день при идеальных условиях освещенности стандартный легковой автомобиль на прямом горизонтальном участке шоссе становится заметным для наблюдателя на расстоянии примерно 1,5–1 км. Включенный на транспортном средстве ближний свет фар увеличивает дистанцию его уверенного обнаружения пример но на 1000 м. Для водителей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 90 км/ч (25м/сек), этим обеспечивается запас в 20 дополнительных секунд каждому для оценки ситуации и принятия решения». — сообщало УГАИ МВД.
Надо сказать, что водители с готовностью откликнулись на этот призыв и стали ездить с включенными фарами. Но тут в прямом смысле слова грянул гром средли ясного неба – президент выступил с критикой инициативы ГАИ: «Они не борются против пьянства на дорогах, против того, что практически идет торговля удостоверениями… Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет — лучше не придумаешь, а машина едет с включенными фарами».
На следующий день после этого выступления фары погасли. И никакая аргументация не помогла. Теперь, похоже, ГАИ хочет возродить хорошую традицию. Пока не везде и не сразу, но все же тенденция пошла. Смотришь, так и программу «Минус сто» с лихвой перевыполнят.