Ждём изменений в ПДД

0
1017

Из компетентных источников редакции стало известно о готовящихся в Госавтоинспекции новых дополнениях и изменениях в действующие Правила дорожного движения. Тема безопасности на дорогах не может не волновать читателей «Р». Поэтому мы и обратились напрямую к начальнику ГАИ МВД Беларуси полковнику милиции Юрию ЛИТВИНУ (на снимке) с просьбой разъяснить ситуацию и позицию возглавляемого им ведомства по данному вопросу.


— Юрий Александрович, какие изменения в Правилах дорожного движения все-таки будут?

— Думаю, назрела необходимость еще раз более ответственно и принципиально взглянуть на проблему дорожного травматизма и гибели людей в авариях, под колесами машин.

Количество автомобилей в Беларуси за последние годы существенно увеличилось и составляет уже более 3 миллионов.

Мы еще и еще раз изучили накопленный мировой опыт по вопросам обеспечения безопасности граждан и организации дорожного движения в различных государствах. Провели ряд встреч и международных семинаров и, проанализировав все, пришли к выводу, что некоторые изменения в Правилах дорожного движения принесут пользу обществу.

Наверное, все знают о существовании в Европе так называемых дорог-автобанов, где скорость движения ограничивается разве что мощностью двигателя. Но посмотрите на действующие там ограничения скоростного режима в населенных пунктах…

В мае текущего года мы проводили международный семинар по проблемам повышения безопасности дорожного движения. Делясь опытом, наши западные коллеги, например, показали, что при скорости движения автомобиля 60 км/час и при столкновении его с пешеходом у последнего остается вероятность остаться живым и практически невредимым всего лишь в пределах 10 процентов. А при снижении скорости машины до 50 км/час пешеход получает дополнительный шанс отделаться легким испугом уже примерно в 40 процентах.

Эти 30 процентов дополнительной возможности уцелеть мы и решили предоставить пешеходам. Ведь наезд на человека — наиболее распространенное дорожно-транспортное происшествие. В текущем году такие ДТП составляют около 38,5% от общего количества. Хотя в сравнении с аналогичным периодом прошлого года нам удалось добиться уменьшения количества наездов на пешеходов на 20,8%, на велосипедистов — на 11,8%. Вторую строчку по количеству совершенных ДТП занимают столкновения транспортных средств, количество которых, к сожалению, растет… Больше стало лобовых, попутных столкновений, на пересечениях и поворотах, меньше — со стоящими транспортными средствами, наездом на гужевой транспорт…

— Вы предлагаете ограничить скорость движения в населенных пунктах 50 километрами?

— Да, в условиях ограниченной видимости и в темное время суток считаю такой шаг весьма разумным и оправданным.

— Юрий Александрович, в прошлые выходные, возвращаясь в столицу из поездки в деревню, столкнулся с вопиющим, на мой взгляд, фактом. За поворотом, прямо на проезжей части стояли велосипедист, судя по поведению, не совсем трезвый, и его пеший товарищ и… спокойно разговаривали. Увидев автомобиль, никто и не подумал уступить дорогу, сойти на обочину. На мой сигнал-просьбу все-таки посторониться, велосипедист, наоборот, развернулся и усиленно замахал руками, таким образом полностью перегородив полосу движения. Объезжать беседующих людей пришлось едва ли не по встречной полосе, благо дорога была свободной…

— Предлагаемые нами изменения ПДД касаются и пешеходов, и велосипедистов. Мы предлагаем обязать и пешехода, и велосипедиста, и водителя гужевого транспортного средства в обязательном порядке в темное время суток при движении по краю проезжей части дороги, обочине, а также при пересечении проезжей части дороги на неосвещенных участках обозначить себя световозвращающим элементом. Обязать, например, водителей гужевого транспортного средства и велосипедистов с наступлением сумерек одевать жилет повышенной видимости с элементами из светоотражающего материала.

Конкретизируем мы и требования к водителям, запрещающие употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, а также любые наркотические, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества. Предлагаем четко прописать, что ни до, ни после остановки водителя работником милиции он не имеет права принимать какие бы то ни было расслабляющие вещества до проверки состояния на предмет определения алкогольного или иного опьянения.

Кроме этого, мы вносим дополнения в пункт 17: по требованию работника ГАИ пешеход обязан пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) для определения, находится ли он в состоянии алкогольного и иного опьянения.

В целях обеспечения безопасности участников дорожного движения предлагаем также прописать: «Владелец транспортного средства либо лицо, имеющее право распоряжаться транспортным средством, при передаче управления транспортным средством обязано убедиться, что лицо, садящееся за руль, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции. Запрещается передавать управление транспортным средством лицу, находящемуся в таком состоянии, а также лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения».

— Какие еще дополнения и изменения в ПДД вы предлагаете?

— Предлагаем конкретизировать, например, такие понятия, как «оставление места дорожно-транспортного происшествия» и «переоборудование транспортного средства». Чтобы было понятно и сотрудникам правоохранительных органов, и владельцу автомобиля, что есть оставление места ДТП, и что, например, оказание помощи потерпевшему.

Пункт 2 правил предлагаем дополнить подпунктами 2.401 и 2.451, изложив их в следующей редакции: «2.401. Оставление места дорожно-транспортного происшествия — это действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта дорожно-транспортного происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения работниками ГАИ мероприятий по его розыску и (или) розыску транспортного средства».

Кроме этого, мы предлагаем конкретно обозначить требования к водителям-иностранцам, владеющим иностранными водительскими удостоверениями. В частности, обозначить, что «иностранное национальное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, а в случае несоответствия иностранное национальное водительское удостоверение должно сопровождаться заверенным в установленном порядке переводом на один из государственных языков Беларуси».

Мы предлагаем записать, что водитель механического транспортного средства, оборудованного тахографом, обязан представлять по требованию уполномоченных работников ГАИ и (или) Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций тахограмму (тахограммы) или регистрационный листок (листки) при аналоговом тахографе. При этом работник, проверивший тахограмму или регистрационный листок, должен сделать там отметку. Обязан будет водитель представлять и карточку водителя и (или) регистрационный листок либо распечатку с цифрового тахографа и обеспечивать доступ к считывающему устройству цифрового тахографа для получения содержащейся там информации.

Считаем уместным конкретизировать требования к участнику ДТП, четко расписав, что ему запрещено делать при любых обстоятельствах. Например, оставлять место дорожно-транспортного происшествия, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, вскрывать тахограф без разрешения работника ГАИ и т. д.

— Вопрос об изменениях и дополнениях в ПДД уже решен окончательно или поправки к обсуждению еще принимаются?

— Мы потому и выступаем в средствах массовой информации, чтобы выслушать мнения всех заинтересованных сторон, людей, имеющих практические, деловые предложения и убеждения, исходящие из личного опыта. Конкретные мысли и замечания мы, безусловно, готовы не только обсуждать, но и внести в Правила дорожного движения.

Станислав РИСНИК
РЭСПУБЛIКА