Что такое круиз-контроль?

0
1036

Что такое круиз-контроль?Задумываясь о приобретении автомобиля, будущий его владелец, разумеется, знакомится с техническими характеристиками. К ним относятся: класс автомобиля, объём двигателя, мощность двигателя в лошадиных силах и в киловаттах, количество цилиндров, тип коробки передач, привода, трансмиссии, топливной и тормозной системы, вид топлива, усилителя руля (ГУР или ЭУР), расположение руля (праворульная или леворульная), размер шин, масса автомобиля, наличие ABS, климат-контроля и круиз-контроля. Последние из характеристик, конечно, касаются современных автомобилей. И многие из владельцев новых машин довольно свободно ориентируются в этих опциях. Но для некоторых фраза «круиз-контроль» (КК) пока ещё незнакома.

Это специальные устройства, контролирующие и поддерживающие заданную скорость автомобиля во время движения. Система незаменима при длительных поездках на большие расстояния: она позволяет водителю не удерживать ногу на педали газа. Система делает это сама! А правая нога водителя не устанет. «Умный» круиз-контроль ускорит движение автомобиля на подъёме и притормозит на спусках.

Первые системы с таинственным названием «круиз-контроль» появились в начале 70-х прошлого века у американских машин, а разработаны они были ещё раньше. Но тогда использовались очень редко. Позднее все технические проблемы и недостатки устройств были устранены. Существует утверждение, что система «пришлась ко двору» во время очередного экономического кризиса, когда взлетели цены на топливо. Надо сказать, что применение системы круиз-контроля способно значительно уменьшить расходование топлива: ведь поддерживается оптимальный режим работы мотора. А водителям только и оставалось, что следить за маршрутом. Вот почему система прижилась именно на американских дорогах, славящихся своей огромной протяжённостью.

Но систему эту освоить непросто. Она устанавливается во многих автомобилях, но воспользоваться ею могут не все, и не сразу. Рассмотрим её составляющие. В основе круиз-контроля мини-блок компьютера, устанавливаемый под капотом. В системе – пневматический или электрический привод заслонки, который соединяется с дросселем. На приборную панель, или рулевое колесо выводится переключатель. Плюс датчики контроля скорости вращения колёс, дроссельной заслонки, скорости. При установке системы на заводе-изготовителе, устройство интегрируется в общей системе управления машиной. Но можно приобрести устройство отдельно и установить в машины, имеющие любую коробку передач, любой тип двигателя.

В чём заключается принцип работы системы? Дроссельная заслонка управляется не педалью газа, а так называемым сервоприводом. Сервопривод содержит соленоиды, открывающие и закрывающие доступ в вакуумную магистраль. За счёт движения мембраны, связанной с тросиком, осуществляется управление дроссельной заслонкой. Так поддерживается нужная скорость. Водитель перед началом движения вводит необходимое значение скорости, режим движения. А система в зависимости от условий ориентируется и выбирает оптимальный режим работы мотора для поддержания требуемой скорости. Системы в настоящее время выпускают различные, но управление ими происходит по схожей схеме: установив определённую скорость, управление дроссельной заслонкой передаётся круиз-контролю. Впоследствии будет поддерживаться скорость, установленная в момент включения, или более высокая. Настройки скоростных показателей можно восстанавливать после отключения круиз-контроля нажатием на педаль тормоза. Также настройки скорости можно уменьшить. Как правило, активация круиз-контроля происходит на скоростях, превышающих 60 км/ч. Но система способна работать и с низкими скоростями.

Некоторые автовладельцы сравнивают работу системы круиз-контроля с АКПП. Действительно, она зависит от компьютера машины, и зависимость эта многоуровневая. Причём, что для АКПП, что для круиз-контроля важны исправность систем ABS и ESP.

Если машина оснащена системой, то водитель может ею пользоваться, или нет. Учитывать следует, что каждое последующее поколение разработок имеет более богатую комплектацию, и, соответственно, возможности. Наиболее часто при обращении в специализированные компании устанавливаются универсальные системы круиз-контроля, которые себя хорошо зарекомендовали, функционируя без сбоев. Возникает лишь вопрос доверия такому электронному помощнику. В особенности, эта проблема актуальна для обладателей машин с МКПП. В них тоже можно установить систему. На машинах с МКПП её работа своеобразна: электроника хорошо справляется с подачей топлива, и поддерживает заданную скорость, но после переключения передач необходимо включать систему. Система круиз-контроля на авто с МКПП удобна запоминанием заданной скорости и поддержанием её без занесения в компьютер. Настройки стираются полностью после выключения зажигания.

Среди всех существующих разработок самая перспективная система – адаптивного круиз-контроля (КК). Это практически аналог авиационного автопилота, только водитель всё-таки должен управлять автомобилем с помощью руля. От обычной систему адаптивного КК отличает радар, анализирующий расстояние до автомобилей, идущих впереди, и поддерживающий необходимую дистанцию. Причём, с началом торможения впереди идущих транспортных средств, на контрольный модуль сразу поступают импульсы, а потом на привод дроссельной заслонки. У водителя нет необходимости давить на педаль газа, или сбрасывать скорость. Но это не предел возможностей круиз-контроля. В настоящее время разработчики трудятся над более совершенными системами, которые получат более широкие возможности.