Инспектор ГАИ отличит пьяного водителя от неопытного

0
930

Дмитрий КорзюкЗа первое полугодие в Минске произошло 538 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в них людьми: 28 человек погибли, 616 получили ранения. О причинах ДТП и усилиях Госавтоинспекции, направленных на снижение аварийности на дорогах, рассказывает начальник УГАИ Минска подполковник милиции Дмитрий Корзюк.

— Судя по публикациям в СМИ и телесюжетам нередко складывается впечатление, что все беды на дорогах из-за водителей. Но ведь и пешеходы не ангелы: то сигналы светофора игнорируют, то дорогу в неположенном месте переходят…

— Водитель действительно несет большую ответственность, так как управляет средством повышенной опасности. И по статистике мы видим, что из 277 ДТП в виде наезда на пешехода 186 совершено по вине водителей.

— Каковы причины аварий с участием пешеходов?

— Переход проезжей части в неустановленном месте (65 ДТП, 6 человек погибло, 60 ранено), выход из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия (13, 1, 12) и переход пешеходного перехода на запрещающий сигнал светофора (13, 0, 14).

— Водители изучают правила дорожного движения в автошколах, а как просвещаются пешеходы?

— Какая-то часть людей, полагаю, занимается самообразованием. Ведь не трудно купить книжечку ПДД и изучить свои права и обязанности, пешеходам там целая глава посвящена, как и пассажирам. Сотрудники ГАИ также проводят большую просветительскую работу. С начала года мы проведи 3860 лекций в трудовых коллективах. Во время операции «Пешеход» сотрудники ГАИ особое внимание уделяют разъяснительной работе. Кроме устных бесед практикуем и кинолекторий для пешеходов: приглашаем их в специально оборудованный автобус, демонстрируем оперативную видеосъемку с мест ДТП.

Самая трудная категория пешеходов — пожилые люди. Они обижаются на замечания сотрудников ГАИ. Кроме того, есть организационные трудности при проведении с ними профилактических мероприятий: не посетишь же каждого пенсионера на дому. Поэтому мы размещаем профилактическую информацию на обратной стороне жировок в надежде, что и пожилые люди это прочитают. Также есть договоренность с представителями православной и католической конфессий о том, чтобы они в своих проповедях призывали прихожан беречь свою жизнь и соблюдать правила дорожного движения.

— Сколько в среднем за один день привлекается к административной ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД?

— Пешеходов около 100 человек, водителей в десять раз больше. Эти цифры могли быть и выше, просто мы не стремимся к тому, чтобы встреча инспектора ГАИ и пешехода либо водителя завершилась непременно составлением протокола и наложением штрафа. Доброжелательная профилактическая беседа — тоже эффективная мера воздействия, если нарушение незначительное и человек адекватно реагирует на замечания.

— Какова взаимосвязь между количеством ДТП и нетрезвым состоянием водителя или пешехода?

— В 39 ДТП участвовали водители в состоянии алкогольного опьянения и 35 пешеходов были нетрезвы. Алкогольное опьянение — отягчающий фактор не только для водителя. Для трезвого пешехода сумма штрафа определена в размере 0,5 базовой величины, для нетрезвого — от 1 до 3 БВ.

В первом полугодии сотрудниками столичной Госавтоинспекции задержано 3029 водителей, управлявших автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, в том числе 288 задержаны повторно в течение года — они привлечены к уголовной ответственности.

— То есть можно считать, что предотвращено более 3000 ДТП? Насколько я знаю, сейчас сотрудники ГАИ «просто так» не останавливают машины, а только если есть какие-то основания. Манера езды нетрезвого водителя отличается?

— Безусловно, инспектор ДПС умеет отличить манеру езды нетрезвого водителя и, допустим, неопытного.

— Какие новые виды воспитательного воздействия на водителей изобрели в ГАИ?

— Скорее реанимировали уже забытые «советские» методы. В частности, если водитель совершил ДТП в состоянии алкогольного опьянения, то мои сотрудники обязательно посещают его трудовой коллектив, рассказывают о ДТП, демонстрируют оперативную видеосъемку, сообщают о наказании горе-водителя. По нашим наблюдениям, это довольно эффективная практика профилактики пьянства за рулем.

Насколько нам известно, некоторые наниматели, когда у них стоял вопрос о сокращении штатов, уволили работников, управлявших автомобилем в нетрезвом состоянии — речь, конечно, идет о водителях-любителях. Профессионалам после лишения прав за управление авто в нетрезвом виде в профессии уже делать нечего.

Кстати, в советские времена всем нарушителям ПДД направлялись по месту работы письма, и людям было стыдно перед коллегами. Теперь такая практика по многим причинам невозможна, но по месту работы водителей, задержанных в состоянии алкогольного опьянения, мы отправляем письма. Пьянство за рулем — самое большое зло и в борьбе с ним хороши все методы, и поверьте, наибольший эффект будет тогда, когда все общество покажет свое нетерпимое отношение к этому явлению.