Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) направила в правительство и Администрацию президента предложения по минимизации последствий от унификации таможенных пошлин в процессе формирования Таможенного союза. По мнению экспертов БАА, если сейчас не принять определенные шаги, то, как минимум, в первой половине 2010 года автомобильный рынок страны окажется в состоянии коллапса.
«Принцип взимания НДС при реализации ввезенных автомобилей мы предлагаем сохранить и для подержанных автомобилей, чтобы не работающая у нас система «trade in» (обмен подержанного авто на новый) могла легально экономически существовать», — заявил С.Михневич.
Чтобы сыграть на опережение, БАА, в частности, предлагает сохранить действия указа № 546 в части применения нулевой ставки НДС при ввозе автомобилей физическими и юридическим лицами. При реализации ввезенных автомобилей налоговая база для расчета НДС должна определяться как разница между ценой приобретения и ценой реализации этих транспортных средств. По словам главы ассоциации Сергея Михневича, это смягчит ценовой шок, вызванный повышением таможенных пошлин.
По действующему белорусскому законодательству, «если юрлицо приобретет автомобиль у физлица, то при последующей его продаже он должен «накрутить» НДС на всю стоимость машины». «Но при таких условиях ни одно юрлицо не сможет эту машину продать. Между тем в России объемы реализации подержанной техники увеличились благодаря вступившему с 1 января этого года закону, который стимулировал развитие системы» trade in», — заявил эксперт.
В Беларуси складывается иная ситуация, которая только усложнится после официального создания Таможенного союза. Самый серьезный ущерб автомобильному рынку нанесет повышение таможенных пошлин на ввозимую импортную технику до уровня российских.
Введение этого закона российские автоидилеры восприняли положительнно. До этого при операциях с куплей-продажей автомобилей НДС взимался дважды. Теперь при продаже подержанной машины НДС взимается лишь с разницы в рыночной цене при покупке и продаже автомобиля. Помимо экономической выгоды, владельцы автомобилей получили возможность сократить временные затраты на продажу подержанных авто.
Сергей Михневич не исключает, что это произойдет уже с 1 января 2010 года. «Если указ № 546 все-таки отменят, а пошлины поднимут до уровня российских, то автомобили подорожают, как минимум, на 40%. К цене, которая есть сейчас, добавится НДС в размере, как ожидается, 20%, а пошлины вырастут с 10% до 35%».
Что касается введения пошлин при ввозе автомобилей физлицами, «то это вопрос времени. Россия заставит это сделать. Но до мая или июня автомобильный рынок будет работать в разных условиях ввоза автомобилей».
Нечто подобное автомобильный рынок Беларуси уже проходил. В 2005 году доля машин, ввезенных юрлицами и предпринимателями, составляла около 1% импорта автомобилей. Коренным образом ситуация изменилась после выхода указа № 546, который устранил неравные условия при ввозе и реализации автомобилей для юридических и физических лиц. В результате за четыре года действия указа официальные автодилеры увеличили годовые объемы продаж в стране в 10 раз. В 2008 году доля машин, ввезенных юрлицами и предпринимателями, увеличилась до 43%.
Но ситуация может измениться. Для автодилеров это будет означать еще большее падение продаж, и, соответственно, падение выручки и заработной платы, для бюджета — снижение налоговых поступлений. Только в прошлом году автодилеры принесли в бюджет около 50 млн. долларов.
Кроме этого, валюту из страны активно начнут вывозить автолюбители в поисках более дешевых автомобилей в Литве или Польше, вместо того, чтобы спокойно приобретать машины дома. «Но здесь есть определенные финансовые риски, — отмечает С.Михневич. — В случае поломки автомобилей, кому будут предъявляться претензии?»
Белорусская автомобильная ассоциация предлагает сохранить равные условия ввоза автомобилей физическими и юридическими лицами. «Мы не против вхождения в Таможенный союз, не против интеграционных процессов. Но и Казахстан, и Россия сохраняют равные условия ввоза для физ- и юрлиц. В Казахстане действуют единые ставки как по НДС, так и по ввозной пошлине для юр- и физлиц. В России ввезти автомобиль выйдет дороже, чем купить у автодилера», — заявляет глава БАА.
Кстати, автомобили российской сборки для Беларуси также станут дороже за счет НДС при их реализации на внутреннем рынке. Ситуация со взиманием пошлин на импортные бренды российской сборки пока до конца не ясна. Впрочем, «по информации из первоисточников, Таможенный союз предполагает беспрепятственное движение товаров, произведенных в странах союза, поэтому в данном случае не важно, локализована ли сборка автомобилей какого-то концерна или автомобиль импортирован из Германии», отметил С.Михневич.
Но, как заметил эксперт, в России производится ограниченное число брендов. «Есть директива Минэкономразвития, в соответствии с которой производство на территории России иностранных брендов должно быть локализовано в течение трех лет. Благодаря этому производства получили возможность пользоваться льготными условиями при ввозе комплектующих. Однако не все сборочные производства успевают локализоваться и поэтому будут свернуты».