Каждый потребитель в электрической системе автомобиля имеет свои характеристики: напряжение, потребляемый ток, сопротивление. Проводник, соединяющий потребителя с источником энергии, должен соответствовать этим параметрам по площади поперечного сечения, надежности изоляционного покрытия. Для защиты цепей потребителей от критических токов и токов короткого замыкания предназначены предохранители, смонтированные в монтажном блоке (блоке предохранителей).
Предохранители могут отличаться исполнением, внешним видом, но принцип действия один: при возникновении в цепи тока, критически превышающего номинальный, в предохранителе расплавляется плавкая вставка (при превышении тока в 3 раза, время срабатывания не более 10с).
Основные типы автомобильных предохранителей:
- Цилиндрические (пластмассовые или керамические), номиналом 8 и 16А.
- Плоские, ножевого типа двух типоразмеров, номиналом от 5 до 30А.
- Полимерные самовосстанавливающиеся. В основе конструкции – терморезистор. Возрастание тока приводит к образованию тепла, и сопротивление резистора резко увеличивается, разрывая цепь. При остывании сопротивление нормализуется.
Предохранители первых двух типов в случае выхода из строя нуждаются в замене.
Определить неисправность можно путем визуального осмотра, используя мультиметр или контрольную лампочку, соответствующего напряжения. Назначение, нумерация и номиналы предохранителей расписаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Обозначения, как правило, продублированы на крышке монтажного блока. Для удобного извлечения перегоревшего предохранителя, можно воспользоваться специальным приспособлением – пластмассовым пинцетом (часто продается вместе с комплектом предохранителей). На его место устанавливают новый соответствующего номинала.
Часто цветовое оформление предохранителя соответствует определенному значению номинального тока: оранжевый – 5А, красный – 10А, желтый – 20А, зеленый – 30А. В случае повторного выхода из строя установленного предохранителя, необходимо искать неисправность в защищаемой цепи или потребителе.