С нового года в Беларуси начнет действовать технический регламент, призванный упорядочить иерархию многочисленных сертификатов и технических условий, регулирующих качество автомобильного топлива в Беларуси. О том, насколько это приблизит нас к европейской системе стандартизации и качества, для ET CETERA.Авто рассказал Андрей Пилипчук, заместитель начальника специнспекции Минприроды Беларуси.
– Какие стандарты топлива приняты в Европе? Как соотносится наше топливо с этими стандартами?
– до 1985 года не существовало никакой общеевропейской топливной спецификации. В 1985 году вышла директива, которая регулировала содержание свинца и бензола в бензине. Потом вышли еще две директивы в 1985 и 1987 годах, которые регулировали содержание кислородных смесей. Дальше были директивы 1998 года по выбросам для дизеля и бензина. В 2003 году была принята директива по низкому содержанию серы, экологии дизеля, по мониторинговой системе качества топлива. В этом же году была принята директива по биотопливу с показателями, установленными ниже 2% метиловых эфиров жирных кислот с перспективой развития до 2010 года с величиной 5,75%. Однако 5,75% – это, наверное, недостижимая цифра, и после пересмотра этой директивы была принята норма в 5%.
В ЕС приняты и различные типы спецификаций. Есть специальный комитет, который разрабатывает эти стандарты, и, по его мнению, стандарт ЕН – первый в мире и ориентироваться нужно именно на него. По бензину есть стандарт ЕН-228, по дизельному топливу – ЕН-590, по автомобильному сжиженному газу – ЕН-589, по биодизелю – ЕН-14214.
Стандарт для бензина ЕН-228 содержит ограничение по содержанию кислородных смесей. Главный сорт бензина по этому стандарту – АИ-95. В этом стандарте прописаны нюансы в зависимости от специфики страны и ее климата. Каждая страна может выбрать предложение и определить свои параметры. Стандарт ЕН-590 для дизельного топлива допускает 5% метиловых эфиров жирных кислот, содержание серы – 10мг/кг. Стандарт ЕН-589 для сжиженного газа ограничивает октановое число, содержание серы.
– Как беларусь относится к этим стандартам? Правда ли, что мы до сих пор потребляем топливо, производимое по стандартам 80-х?
– действующие сегодня в нашей стране стандарты действительно были приняты еще в Советском Союзе. Тогда была мощная система по разработке стандартов, и глобальных изменений в области стандартизации топлива после распада СССР не было.
Но важно то, что в Беларуси 4 декабря 2008 года вышло постановление Совета Министров №1855, которое утверждало технический регламент, определяющий безопасность автомобильного бензина и дизельного топлива. Этот регламент вступит в силу 1 января 2010 года.
Технический регламент – это рамочный документ, который содержит основные требования к рынку движения топлива. В специальных технических приложениях указаны требования к дизтопливу и бензину вплоть до правил транспортировки и хранения. К каждой партии топлива должен быть приставлен документ о его качестве. Кроме того, строго расписаны нормы, которым должно соответствовать заправочное топливо.
Так как наши производители не готовы одномоментно изменить топливо на качественно лучшее, требования в этом техническом регламенте немного мягче, чем европейские. Тем не менее указывается, что до 1 января 2012 года требования к топливу по своим показателям должны максимально приблизиться к мировым стандартам.
Но есть одно «но»: проблема границ и транспортировки топлива из России. Топливо в России гораздо худшего качества, чем наше, поэтому россияне везут топливо на наши заправки, а белорусы, покупая это топливо, и гробят машины, и нарушают экологическое равновесие. Поэтому в рамках Евразийского сообщества была собрана рабочая группа, которая решила для всех стран ЕврАзЭС разработать технический регламент «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута». В отношении белорусского стандарта было добавлено еще одно топливо – мазут; кроме того, для всех стран ЕврАзЭС был прописан единый регламент. Структура этого регламента точно такая же, как и белорусского, с учетом некоторых нюансов. В документе указывается, что топливо, не подходящее по требованиям этого регламента, не допускается на рынок стран-членов ЕврАзЭС.
Нельзя сказать, что регламент ЕврАзЭС лучше белорусского, он более расширен и в нем прописаны многие технические детали, которые не указаны в белорусском. Его введение не мешает работе нашего регламента, но вся организация наших нефтеперерабатывающих заводов направлена на реализацию регламента ЕврАзЭС.
ET CETERA.Авто