В новом году новый технический регламент на топливо

0
725

С нового года в Беларуси начнет действовать технический регламент, призванный упорядочить иерархию многочисленных сертификатов и технических условий, регулирующих качество автомобильного топлива в Беларуси. О том, насколько это приблизит нас к  европейской системе стандартизации и качества, для ET CETERA.Авто рассказал Андрей Пилипчук, заместитель  начальника специнспекции Минприроды Беларуси.

– Какие стандарты топлива приняты в Европе? Как соотносится наше топливо с этими стандартами?
– до 1985 года не существовало никакой общеевропейской топливной спецификации. В 1985 году вышла директива, которая регулировала содержание свинца и бензола в бензине. Потом вышли еще две директивы в 1985 и 1987  годах, которые регулировали содержание кислородных смесей. Дальше были директивы 1998 года по выбросам для дизеля и бензина. В 2003  году была принята директива  по низкому содержанию серы, экологии дизеля, по мониторинговой системе качества топлива. В этом же году была принята директива по биотопливу с показателями, установленными  ниже  2%  метиловых эфиров  жирных кислот с перспективой развития до 2010 года с величиной 5,75%. Однако 5,75% – это, наверное, недостижимая цифра, и после пересмотра этой директивы была принята норма в 5%.

В ЕС приняты и различные типы  спецификаций.  Есть  специальный  комитет, который разрабатывает  эти стандарты, и, по его мнению, стандарт ЕН – первый в мире и ориентироваться  нужно  именно  на  него. По бензину есть стандарт ЕН-228, по дизельному топливу – ЕН-590, по автомобильному сжиженному газу – ЕН-589, по биодизелю – ЕН-14214.

Стандарт для бензина ЕН-228 содержит ограничение по содержанию  кислородных  смесей.  Главный сорт  бензина  по  этому  стандарту – АИ-95. В этом стандарте прописаны нюансы в зависимости от специфики страны и ее климата. Каждая страна может выбрать предложение и определить свои параметры. Стандарт ЕН-590  для дизельного топлива допускает 5% метиловых эфиров жирных кислот, содержание серы – 10мг/кг. Стандарт ЕН-589 для сжиженного газа  ограничивает  октановое  число, содержание серы.

– Как беларусь относится к этим стандартам? Правда ли, что мы до сих пор потребляем топливо, производимое по стандартам 80-х?
– действующие  сегодня  в нашей стране стандарты действительно были приняты еще в Советском Союзе. Тогда была мощная система по разработке стандартов, и глобальных изменений в области стандартизации  топлива после распада СССР не было.

Но важно то, что в Беларуси 4 декабря 2008 года вышло постановление Совета Министров  №1855, которое утверждало технический регламент, определяющий  безопасность  автомобильного бензина и дизельного топлива. Этот регламент вступит в силу 1 января 2010 года.

Технический регламент – это рамочный  документ, который содержит основные требования к рынку движения топлива. В специальных  технических приложениях указаны требования к дизтопливу и бензину вплоть до правил транспортировки и хранения.  К  каждой  партии  топлива  должен  быть  приставлен  документ  о его качестве. Кроме того, строго расписаны нормы, которым должно соответствовать заправочное топливо.

Так как наши производители не готовы одномоментно изменить топливо на качественно лучшее, требования в этом техническом регламенте немного мягче, чем европейские. Тем  не менее указывается, что до 1 января  2012  года  требования  к  топливу по  своим  показателям  должны  максимально  приблизиться  к  мировым стандартам.

Но есть одно «но»: проблема границ  и  транспортировки  топлива  из России.  Топливо  в  России  гораздо худшего качества, чем наше, поэтому  россияне  везут  топливо на наши  заправки,  а  белорусы,  покупая  это  топливо, и гробят машины, и нарушают экологическое равновесие.  Поэтому в  рамках  Евразийского  сообщества была  собрана  рабочая  группа,  которая решила для всех  стран ЕврАзЭС  разработать  технический  регламент  «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива  и  мазута».  В  отношении  белорусского  стандарта было добавлено  еще одно топливо – мазут; кроме того, для всех  стран  ЕврАзЭС  был  прописан единый  регламент.  Структура  этого регламента точно такая же, как и белорусского,  с  учетом  некоторых  нюансов. В  документе  указывается,  что топливо, не подходящее по  требованиям этого регламента, не допускается на рынок стран-членов ЕврАзЭС.

Нельзя сказать, что регламент ЕврАзЭС  лучше белорусского,  он более  расширен  и  в  нем  прописаны многие  технические детали, которые не  указаны  в  белорусском.  Его  введение  не  мешает  работе  нашего  регламента, но вся организация наших нефтеперерабатывающих заводов направлена на реализацию регламента ЕврАзЭС.

 ET CETERA.Авто