Нужно ли менять тормозную жидкость?

0
1153

Нужно ли менять тормозную жидкостьДля чего вообще нужна тормозная жидкость, знают все автовладельцы. Нет, не тормозить, а выполнять функцию передачи давления от главного тормозного цилиндра на тормозные цилиндры колёс, которые с помощью тормозных колодок и осуществляют торможение. Трудно представить, что произойдёт, если тормозная система не сработает вовремя, а это возможно при стечении определённых обстоятельств. Одно из таких обстоятельств – качество и объём тормозной жидкости (ТЖ).

Тормозная жидкость должна работать в широчайшем диапазоне перепадов температур. Он составляет 180 градусов. Качественная ТЖ не может быть агрессивной к металлам и резине. В противном случае она разъест уплотнители гидросистемы. ТЖ должна обладать стабильно высокими смазывающими свойствами, вне зависимости от эксплуатационных условий. По составу ТЖ делятся на три основных типа. Первый — минеральная ТЖ, имеющая низкую агрессивность к резине, высокие смазывающие свойства и низкую цену. К её недостаткам относятся невысокая температура кипения и высокая низкотемпературная вязкость. Используется в основном, на автомобилях старого образца. Второй тип ТЖ — синтетический. Она имеет в своём составе полигликоли и их эфиры. Это одна из самых часто используемых ТЖ, имеющая прекрасные свойства, за исключением впитываемости влаги, называемой гигроскопичностью, что существенно ухудшает параметры ТЖ. Она способна вызывать коррозию металла гидропривода. Последний, третий тип ТЖ, тоже синтетический, силиконовый. Это современнейшая из всех трёх типов ТЖ, с наиболее высокими показателями эксплуатации, негигроскопична, но применяется она редко, поскольку плохо совместима с остальными типами ТЖ, со штатными деталями из резины, имеет высокие требования к прокачиванию и высокую стоимость.

Для нормального функционирования системы торможения необходима высокая температура кипения ТЖ. Дело в том, что при закипании ТЖ выделяется пар. Он сжимается, а это приводит к тому, что педаль просто проваливается, не осуществляя торможение. Это весьма опасное явление, финал которого спрогнозировать очень трудно. Оно проявляется, как правило, летом, на спуске с горы, во время частого притормаживания, при котором тепло не успевает отводиться из системы, и температура ТЖ растёт. Немаловажен фактор стабильной вязкости при разных температурах. Жидкость может при низких температурах загустевать, и при высоких проявлять текучесть — это приведёт к отсутствию смазки, вероятным протечкам гидропривода.

Изложены практически все свойства тормозной жидкости, влияющие на работу тормозной системы, а значит, безопасности передвижения. И все они свидетельствуют в пользу необходимости замены ТЖ. Ко всему перечисленному следует добавить, что ТЖ может впитывать влагу воздуха и конденсат, появляющийся из-за температурных перепадов. Это приведёт к загустеванию ТЖ зимой, снижению смазывающих свойств ТЖ летом, а также к интенсивному коррозированию металлических внутренностей гидросистемы. Вот почему замену ТЖ нужно производить каждые 2 года, или через 30 — 40 тысяч км пробега. В качестве последнего и решающего довода для обязательной замены ТЖ является установленный факт: всего 3% воды в составе ТЖ способны снизить температуру её закипания на 70 градусов!

Ну, а если очевидны примеси в ТЖ, или потеря прозрачности, то жидкость нужно заменить, не дожидаясь 2 летнего срока её рекомендуемого использования. Однако объективная проверка состояния ТЖ сложна, в системе она почти не смешивается, поэтому в бачке может собраться много воды, а в цилиндрах её свойства ввиду воздействия высоких температур могут оказаться иными. Потому добавление ТЖ на свойствах всей системы торможения почти никак не сказывается. Но доливать её следует на непродолжительный срок, затем ТЖ нужно заменить полностью. А контролировать её уровень необходимо регулярно: всё-таки работоспособность тормозной системы – это одно из важнейших условий безопасной езды.

Нужно ли менять тормозную жидкостьНа вопрос, какую ТЖ заливать, отвечают производители автомобилей в руководстве по эксплуатации: всякая тормозная система проектируется под параметры конкретной тормозной жидкости. Указывается также и периодичность замены ТЖ. Здесь важно помнить, что смешивание жидкостей разных типов категорически запрещено: возможно, что несовместимыми окажутся присадки.

Для доливания ТЖ автовладелец должен знать, какая жидкость была залита. За уровнем жидкости следить нужно регулярно – он должен соответствовать максимальной отметке. Если ТЖ на минимуме, то доливать жидкость нужно обязательно. Как правило, это делается один раз в год.

Для полной замены ТЖ потребуется около 1 литра, но и эту цифру тоже можно уточнить в сервисной книжке транспортного средства. В случае поломки тормозной системы ТЖ заменить нужно обязательно.