Цифры расхода топлива, указанные производителем автомобиля, не совпадают с реальными? Это случается и по объективным причинам. Но, по мнению специалистов ведущего научно-технического центра Минтранса БелНИИТ «Транстехника», осуществляющих контрольные замеры и устанавливающих норму расхода топлива, речь идет не просто о допущениях и погрешностях заводских испытаний, а о не вполне этичной рекламе.
Эксперты предупреждают: не стоит слепо доверять цифрам в прайсах автосалонов. Недаром «тактико-технические характеристики» любой модели сопровождаются осторожным «расход топлива не является эксплуатационным и определен в результате проведения цикла испытаний». Специалист «Транстехники», производивший замеры на одном из редакционных автомобилей нашего информагентства, отметил, что «более чем в 99% случаев реальный расход топлива значительно превышает заявленный».
Важно учитывать разницу качества топлива и дорог в СНГ и Евросоюзе. Лишь некоторые из производителей готовят отдельные технические характеристики для Западной Европы и стран Содружества, но и в этом случае заявленные показатели очень далеки от реальности.
Немецкие автомобильные журналисты год назад провели ряд серьезных тестов и выяснили: разница может составлять от 20 до 53%. С их выводами согласны сотрудники отдела рационального использования топливно-энергетических ресурсов БелНИИТ «Транстехника». В целом, отмечают специалисты, чем мощнее двигатель, тем больше разбежка в цифрах.
А ведь расход топлива — в числе тех критериев, которые в первую очередь учитывает покупатель автомобиля.
Частник, узнав о разнице в номинальном и реальном расходе топлива, вздохнет и смирится или же поменяет автомобиль на более эргономичный. А что делать юридическому лицу, которому эти цифры нужно отражать во всевозможных отчетах, в том числе и налоговых?
Выяснить, насколько «прожорливее» на деле мотор вашей машины, можно, подав соответствующую заявку в «Транстехнику». По словам специалиста, частных заявок практически не поступает. Услуга в первую очередь имеет практическую ценность для организаций — и государственных, и частных. Обойдутся испытания в сумму более Br300 тыс. Однако они несут выгоду и в части налоговых отчислений, и в отношении контроля за особо «предприимчивыми» водителями.
Замеры могут производиться двумя способами. Первый более сложен, предполагает установку на автомобиль измерительной аппаратуры, а следовательно — присутствие представителя дилера. Во втором варианте все просто. Машина с полным баком проезжает несколько десятков километров по городу и трассе. После этого до контрольной отметки доливается топливо — и определяется его расход. Для получения итоговых цифр применяется ряд коэффициентов (от численности населения до погодных и дорожных условий) согласно Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса №141.
На основании результатов произведенных испытаний заказчику выдается справка, в которой содержатся все необходимые для бухгалтерии данные.
Постскриптум
Протестированный редакционный автомобиль — не будем называть марку и модель, так как это все же частный случай — не стал исключением из правила. Даже несмотря на то, что улицы города утром понедельника были на удивление пусты, коммунальные службы прекрасно справились со своими обязанностями по расчистке дорог и со светофорами нам очень везло, разница в цифрах оказалась впечатляющей: примерно 18% при эксплуатации в зимних условиях.
Юргис Думбляускас
interfax.by