ТОП-10 мифов от ГАИ, связанных с управлением транспортным средством

0
919

Юрий КрасновС управлением транспортным средством всегда связано огромное количество всевозможных мифов. Своеобразный TOП-10 попросили составить Юрия Краснова, старшего инспектора ГАИ ГУВД Мингорисполкома, который и озвучит позиции своего рейтинга в интервью.

Насколько сегодня актуальна и популярна тема управления транспортом?
Она всегда была и остается актуальной, как для тех, кто хочет научиться управлять автомобилем, так и для тех, кто уже умеет это делать. И как охотники рассказывают друг другу самые различные истории, точно также это делают и водители. В основном это рассказы об авариях, о которых водители считают чуть ли не своим долгом рассказать, чтобы другой водитель не попал в такую же историю.

 
Сложно ли было составлять ТОП-10?

Учитывая, что занимаюсь вопросами, связанными с обучением и подготовкой водителей, а также теорией аварийных ситуаций, то мне было несложно выделить те или иные основные моменты, которые хотелось бы донести людям. Сегодня некоторые люди находятся на примитивном уровне понимания того, как правильно себя вести в обществе, когда управляешь автомобилем.


Итак, стереотип № 1. Для того чтобы стать водителем и начать самостоятельно ездить, достаточно пойти в автошколу, отучиться и получить водительское удостоверение.

К сожалению, люди не понимают, что каждый человек имеет индивидуальные способности к обучению. Это касается тех же двигательных навыков, которые необходимо отрабатывать, чтобы впоследствии не задумываться над этим при непосредственном управлении автомобилем. Также это и интеллектуальный навык, и навык правильного мышления и анализа различных дорожных ситуаций, и стиль поведения в этих ситуациях.

Помимо моторной памяти на выработку двигательного навыка влияет также психоэмоциональное состояние, и то, насколько правильно человек понимает преподавателя. Люди приходят в автошколу, уверенные в том, что все понимают и что, если они за что-то берутся, то у них все получается. Когда же дело доходит до практического обучения, то оказывается, что у них это не получается и что они почему-то не могут научиться. Головой-то они осознают, что и как нужно делать, но сделать это на практике не могут, потому что у них очень еще слабо выработаны двигательные навыки. В итоге за период, предусмотренный в автошколе, они не успевают подготовиться и достичь необходимого для них уровня.

Не нужно идти в автошколу просто так. Автошкола – это отдельный этап становления водительской личности. Если посмотреть на то, как организована подготовка водителей в других странах, то практически везде люди сначала учатся управлять автомобилем самостоятельно, а лишь затем уже они идут в автошколу, где их знакомят с Правилами дорожного движения. Для начала нужно научиться управлять автомобилем на закрытой площадке, для чего правила знать не обязательно. О Правилах дорожного движения и о том, как управлять автомобилем, согласно этим правилам, расскажут в автошколе. В результате человек собирает все свои навыки управления автомобилем воедино и развивает их дальше.

В качестве примера здесь можно привести наш совместный с Белтелерадиокомпанией проект «Автошкола», в котором был показан и использован на практике процесс подготовки к обучению в автошколе. Правила дорожного движения разрешают обучение в индивидуальном порядке на закрытых площадках и автодромах, и любой желающий может подготовиться таким образом к обучению в автошколе, чтобы уметь хотя бы переключать коробку передач и знать, как начинать движение на автомобиле. Об этом сможет рассказать, а также и показать любой водитель. Возможно, он не сможет рассказать так профессионально, как это сделает инструктор, но суть процесса подготовки к автошколе состоит в том, что если что-то и было упущено в начале, то при дальнейшем обучении он об этом уже догадается самостоятельно.

Стереотип № 2. После того как вы сдали экзамен и получили водительское удостоверение, можно ездить и нарабатывать опыт самостоятельно.

Это неправильно и даже в некоторой степени опасно. Каждый человек должен решить для себя, может он управлять автомобилем самостоятельно или все-таки будет лучше, если какое-то время он будет управлять автомобилем в присутствии опытного водителя, у которого уже хорошо развит навык определения опасных ситуаций. Неопытный водитель еще не имеет такого навыка и, соответственно, не видя предпосылок, он не предпринимает никаких мер для предотвращения аварийной ситуации или ДТП.
А по каким критериям можно определить, что водителю нужна помощь профессионала? Если ему постоянно сигналят и если он постоянно кого-то подрезает, то такому водителю выезжать одному еще рано. В этой ситуации также можно обратиться к специальной литературе, где можно найти необходимую информацию по теории аварийных ситуаций. Также можно посетить семинары, которые Госавтоинспекция проводит совместно с сайтом «Правильный водитель». Для этих семинаров были разработаны специальные программы.

У меня был случай, когда женщина, сев в свой автомобиль, включила заднюю передачу и начала двигаться прямо на меня. Видя, что она вот-вот врежется в меня, я посигналил. Женщина тут же остановилась, чуть коснувшись моего автомобиля. Я вышел из автомобиля, подошел и спросил: «А как же вы ездите?» На что она ответила: «Вы знаете, я не умею ездить задним ходом, поэтому включаю заднюю передачу, тихонько еду и жду, когда мне посигналят…»

На наших семинарах мы показываем и движение задним ходом(!), и парковки – в том числе и в сложных ситуациях.

Сколько человек занимается в группах, сколько обучение занимает времени и как туда можно записаться?

Мы не набираем группы больше шести человек, потому что люди проходят обучение на собственных автомобилях, связь с которыми мы держим по радиостанции, по которой они и получают различные команды и советы.

Записаться на семинар можно, зайдя на сайт http://www.60.by/ и нажав на специальную ссылку. Сам семинар длится около двух с половиной часов. Мы пробовали проводить четырехчасовые семинары. В итоге люди начинали напрягаться, путаться. Поэтому лучше пусть они придут на два семинара с небольшими перерывами, чем будут нагружать себя таким объемом информации сразу.

Сколько стоит обучение на семинаре?

Стоимость обучения можно узнать, зайдя на сайт http://www.60.by/, поскольку обучение было организовано непосредственными создателями проекта. А мы, как Госавтоинспекция, участвуем в данном проекте для обеспечения безопасности участников.

Стереотип № 3. Есть люди, которым нельзя садиться за руль, а они каждый день ездят и мешают опытным водителям.

Следует учитывать, что есть водители, которые передвигаются по знакомому маршруту и поэтому знают все его нюансы, и есть водители, которые едут по этому маршруту впервые. Следует также понимать, что водители никогда не будут вести себя одинаково, поэтому необходимо терпимо относиться друг к другу и помогать.

Любой человек, получивший водительское удостоверение, может управлять автомобилем. Но вся суть заключается в том, что он должен понимать ту степень ответственности, которую несет с того момента, как он сел за руль. И если он не умеет управлять автомобилем, то не следует выезжать и мешать людям, а дополнительно потренироваться. Но те водители, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя за рулем, должны не то чтобы снисходительно относиться к тем, кто еще не умеет хорошо ориентироваться за рулем, а занимать позицию более опытного водителя. И если у новичка на дороге возникнет какая-то проблема, то постараться ему помочь. Именно такое отношение и необходимо воспитывать.

Стереотип № 4. Главное правило на дороге – правило ДДД: дай дорогу дураку.

Все-таки друг к другу необходимо относиться доброжелательно. Водители старой закалки, которые ездили еще при Советском Союзе, уже привыкли относиться к остальным водителям с нетерпимостью. Когда едешь рядом с некоторыми из них в машине, то они постоянно негативно комментируют поведение других водителей.

А на самом деле на дороге необходимо быть сплоченным коллективом. Другое дело, если водитель нарушает Правила дорожного движения. В этом случае можно либо сообщить о нарушении в ГАИ, либо помочь водителю. Водители, побывавшие в той или иной европейской стране, рассказывают, что если водитель захочет развернуться там через две сплошные линии разметки, то вся встречная полоса, сколько бы там полос ни было, останавливается и дает ему возможность развернуться. То есть, когда водители видят, что кто-то нарушает Правила дорожного движения, они стараются ему помочь. Но также они понимают и то, что если он нарушает правила, значит, его необходимо привлечь к ответственности. И они помогают, но при этом сразу же звонят в полицию и сообщают о нарушении.

Поэтому, выезжая на дорогу, водитель должен помнить золотое библейское правило «возлюби ближнего своего, как самого себя» и относиться друг к другу с пониманием и добротой. Что, кстати, также предусмотрено Правилами дорожного движения.

Стереотип № 5. Включать указатель поворота перед перестроением нужно после того, как убедишься, что можно начать перестроение.


Самая распространенная ситуация – когда водитель двигается по своей полосе и сначала видит, как соседний автомобиль начинает смещаться на соседнюю полосу, а уже потом только на его автомобиле включается указатель поворота. Зачем тогда здесь нужно включать указатель поворота? В ПДД написано, что указатель поворота нужно включать заранее, чтобы другие участники движения могли планировать свое движение.

Если вы двигаетесь в плотном потоке, то, увидев перекресток, где вам нужно повернуть, или если вы заметили препятствие на своей полосе, первое, что вы должны сделать, если захотите перестроиться, – включить указатель поворота, а не смотреть в зеркало, в которое вы и так должны постоянно смотреть.

Почему так важно быстро включать указатель поворота? А пусть водители зададутся вопросом, когда видят машину, движущуюся перед ними – в какой момент они поймут, что водитель захотел перестроиться? Конечно же, когда на машине, которую они видят, замигает указатель поворота. Но вместо этого водители сначала начинают смотреть в зеркала и прикидывать, где же есть место, куда можно было бы перестроиться, а остальные водители в этот момент едут и ничего об этом не знают. А когда он наконец-то находит место, то начинает делать маневры, одновременно с этим включая и указатели поворота. И в этот же момент совершенно с другой полосы, в это же место точно также может захотеть перестроиться и другой водитель. А поскольку он не видел, что на другом транспортном средстве мигает указатель поворота, то вместе с тем водителем он начинает перестраиваться в одно и то же место.

Если вам по какой-то причине понадобилось перестроиться, то вы должны сразу же известить об этом всех окружающих, включив указатель поворота. И неважно, есть рядом машины или нет. Но если вы не включите указатели поворота, то вам никто не поможет. Вы сами прекрасно понимаете, что в плотном потоке, если не будет помощи от других водителей, то самостоятельно совершить перестроение довольно сложно.

Стереотип № 6. Указатель поворота можно не включать, если рядом нет других машин. Или, как сказал один водитель: «Зачем мне включать указатель поворота, если я езжу быстрее всех?».

Это неправильное понятие. Рано или поздно найдется водитель, который будет ездить быстрее его. Также многие водители могут вспомнить случай в своей практике, когда, перестраиваясь, в очередной раз оглянувшись, они замечали сбоку машину, которой до этого видно не было.

Указатели поворота включаются не только для тех водителей, которых мы видим, но и для тех, которых не видим. И действительно, водитель может не видеть машину, но за счет того, что он включил указатель поворота, это сможет предотвратить и опасную ситуацию, и ДТП. Увидев ваш указатель поворота, водитель машины, которую вы не видите, сможет вовремя изменить свое поведение и тем самым предотвратит опасную ситуацию. Также он может посигналить, благодаря чему вы поймете, что сбоку есть машина, и уже не будете перестраиваться.

Включение поворота должно стать привычкой. Треть наших водителей не включают указатели поворота при начале движения. Ситуация может выглядеть примерно так: водитель едет, рядом никаких машин нет, вроде как все машины стоят, но тут вдруг откуда ни возьмись с тобой рядом появляется автомобиль! Оказывается, начиная движение, он не включил поворот, и водитель, естественно, не обратил на него никакого внимания.

Это очень опасно! Мы должны всегда информировать друг друга, даже тогда, когда думаем, что рядом никого нет.

Стереотип № 7. Если мы двигаемся через перекресток, на котором организовано круговое движение через круг прямо или налево, то при подъезде к этому перекрестку мы сразу же включаем левый поворот.

Это уже устоявшаяся практика, потому что некоторые водители либо не знали, либо забыли о том, что круговой перекресток – это один большой перекресток, а не четыре разных. И когда мы подъезжаем к кругу, то должны понимать, что в том месте, где начинаются закругления проезжей части, начинается и перекресток. Поэтому при подъезде к круговому перекрестку необходимо включать правый поворот независимо от того, в какой полосе находится водитель, потому что при въезде на перекресток он осуществляет поворот направо. А уже потом, когда водитель пересек границу перекрестка, необходимо смотреть – оставлять правый поворот или переключаться на левый. Но в данной ситуации водители хорошо друг друга понимают. Пять лет назад все водители сначала включали правый, а потом переключались на левый. Но потом решили, что это лишнее. Но, все же, водители частенько забывают о требованиях ПДД и в итоге начинают ездить так, как им удобно.

Стереотип № 8. Круговой перекресток – самое опасное место.

Увы, но опасным его сделали сами водители. Бывают ситуации, когда умудряются столкнуться два водителя, которые одновременно выезжают на этот перекресток с разных выездов. И первой проблемой здесь является то, что иногда водитель не может быстро начать движение, что обычно случается из-за отсутствия навыков, когда, подъезжая к перекрестку, он не может тронуться с места вовремя. В результате, пока он выезжает, по круговому перекрестку уже начинает движение группа машин.

Следующая проблема заключается в том, что, подъезжая к перекрестку, неопытные водители не могут заранее отследить ситуацию на главной дороге. Такой водитель подъезжает к перекрестку, останавливается, а потом лишь начинает оценивать ситуацию. И оказывается, что в тот момент нужно было ехать, но он не сумел отследить этот момент.

Следующая опасная ситуация – когда при выезде двух автомобилей одновременно первому водителю не дают выехать, и он останавливается, а следовавший следом автомобиль в итоге врезается в него сзади. Почему? Потому что задний водитель, двигаясь по криволинейной траектории, не научился оглядываться и смотреть вперед.

И опять же, водители просто не хотят помогать друг другу. И если, например, водителю захотелось съехать с круга, то тут же обязательно появляется тот, кому понадобилось заехать сбоку, посигналить, ускориться, хотя до этого все ехали с одинаковой скоростью. В лучшем случае этот водитель останавливается и ждет, пока все съедут с круга.

Такая же ситуация происходит, когда кто-то хочет проехать по кругу, а разметка уходит в сторону – в этом случае ему также не дают перестроиться. И в лучшем случае он остановится и даст всем проехать, а в худшем в его автомобиль сзади или сбоку могут врезаться те, кто быстро двигался по кругу. Получается, что передняя линия, остановив этого водителя и не дав ему проехать, пролетает, а вторая линия в этот момент начинает резко тормозить и в итоге происходит ДТП.


Стереотип № 9. На некоторых дорогах можно увеличить предел допустимой максимальной скорости движения.

Вопрос повышения скорости движения нужно рассматривать с двух точек зрения: готовности организации дорожного движения и способности самого водителя безопасно управлять автомобилем.

Можно грамотно планировать организацию движения, чтобы были какие-то конструктивные элементы, не позволяющие человеку совершить ДТП или сильно пострадать при ДТП. Конечно, нужно предусматривать такую организацию движения, которая исключит возможность совершения ДТП, а также уменьшит тяжесть последствий, если это ДТП произойдет, но какой бы хорошей ни была дорога, все равно найдется водитель, который не сможет справиться с управлением и спровоцирует ДТП.

Также следует учитывать готовность самих водителей двигаться с такой скоростью. У человека достаточно психофизиологических особенностей, которые не позволяют ему безопасно управлять автомобилем на повышенной скорости. Взять хотя бы, как пример, ощущение скорости человеком. Когда опытным водителям задаешь вопрос: «С какой минимальной скоростью вы можете двигаться, чтобы при наезде на неподвижное препятствие, не получить при этом никаких повреждений?» — большинство водителей считают безопасной скорость от 15 до 25 км/ч, другие — 5-7 и даже 2 км/ч, а несколько водителей назвали 30-40 км/ч. На самом деле минимальная скорость в данном случае должна составлять всего 7 км/ч. Этот тест позволяет определить правильность оценки водителем влияния скорости на тяжесть возможных последствий. И получается, что видя развития какой-то опасной ситуации, водитель снижает скорость, а подъезжая, понимает, что скорость необходимо было снизить еще в два или три раза.

Еще один пример по поводу анализа опасных ситуаций – два водителя с одинаковым стажем вождения, из которых один садится за руль, а второй – рядом, на место пассажира. Водитель, находящийся за рулем, начинает позволять себе самые различные опасные маневры, где-то рисковать, резко ускоряться и перестраиваться близко к машинам, а водитель, сидящий рядом, то и дело ищет педаль тормоза и постоянно одергивает того, кто за рулем, видя те или иные опасные ситуации на дороге. А все потому, что он не за рулем и у него нет возможности управлять автомобилем, из-за чего он ощущает опасность той или иной ситуации более остро. Но стоит поменять их местами, как начинается то же самое – оказавшись за рулем, второй водитель чувствует себя уже намного спокойнее и увереннее, а первый теперь точно также ищет педаль тормоза и одергивает соседа. Здесь необходимо понять одно – увеличить скорость можно, но готовы ли к этому водители? Взять хотя бы того же спортсмена-гонщика, который может управлять автомобилем так, как никто из нас не сможет этого сделать. Но даже гонщики попадают в ДТП.

Какими бы навыками ни обладал водитель, у него всегда в жизни может наступить такой момент, когда он попытается создать себе условия, превышающие его возможности в том плане, насколько он сможет справиться с этой ситуацией. Необходимо учиться себя контролировать. Люди далеко не совершенны в вопросах оценки ситуации, поскольку были рождены ходить. Но с появлением машины люди начали ездить, тем самым увеличив свою скорость. И в некоторых ситуациях человек просто не осознает того, насколько безопасна эта скорость. Любой, даже самый безопасный автомобиль, не сможет обеспечить безопасность движения, если за рулем будет водитель, не умеющий грамотно и безопасно управлять транспортным средством.

Стереотип № 10. По мнению водителей, собираясь переходить дорогу по пешеходному переходу, пешеходы часто не смотрят по сторонам перед выходом на проезжую часть.

Периодически ГАИ проводит мероприятия, когда сотрудник ГАИ в гражданской одежде снимает скрытой камерой, как водители не уступают дорогу пешеходам. Проводя такие съемки, я также наблюдал и за поведением пешеходов и могу честно сказать, что в течение 2-3 часов непрерывных наблюдений я не увидел ни одного человека, который не смотрел бы по сторонам. Возникает вопрос: а каким образом водитель может знать о том, смотрит пешеход по сторонам или нет? Неужели он видит глаза этого пешехода за 150 метров?

Все пешеходы по три-четыре раза смотрят на проезжую часть. Но… У водителей есть обязанность, предусмотренная ПДД, – при подъезде к пешеходному переходу необходимо обязательно снизить скорость, а тем более если там есть пешеход.

Но что же происходит на самом деле? А на самом деле, пока пешеход движется, не глядя в сторону водителя, тот, как и положено, начинает снижать скорость. Но как только пешеход остановился и повернул голову в сторону водителя, тот сразу же начинает разгоняться. В результате у пешеходов возник вопрос: что можно сделать, чтобы водитель все же уступал дорогу? И они начали делать вид, как будто бы не смотрят на дорогу. Подходя к проезжей части, они уже знают, что если повернут голову в сторону водителя, тот не станет им уступать. Боковым зрением пешеход видит приближающуюся машину, но голову при этом не поворачивает. И таким образом пешеходы заставляют водителей снижать скорость.

Нужно правильно вести себя за рулем и тогда не будет претензий ни со стороны пешеходов, ни со стороны других водителей.