ГАИ советует как избежать наезда на пешехода

0
1076

советы ГАИНа категории «летит вперед, не разбирая дороги» и «как сумасшедший лезет под колеса» человечество разделилось еще в прошлом веке. Цена этому — сотни погибших и тысячи раненых ежегодно.

Чтобы всем участникам дорожного движения было удобно, требуется взаимопонимание и взаимоуважение. Водитель нередко оказывается в роли пешехода, однако пешеходы не всегда представляют себя в роли водителя. А ведь уметь меняться местами — хотя бы мысленно — необходимо, чтобы понять, что машина не умеет останавливаться мгновенно, как не бывает мгновенной реакция водителя, особенно в утренние и вечерние часы и часы пик.

Наиболее типичные ситуации, в которых пешеходы попадают под колеса автомобилей, рассмотрел старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Советского района майор милиции Дмитрий Морозов.

Место. Нерегулируемый пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и разметкой типа «зебра». Пешеходный переход является местом повышенной опасности, на нем происходит пересечение в одном уровне транспортного и пешеходного потока. В такой ситуации как пешеходы, так и водители очень часто совершают ошибки и просчеты, приводящие к тяжким последствиям.

Ситуация №1

Водитель легкового автомобиля на обозначенном нерегулируемом пешеходном переходе допустил наезд на пешехода, перебегавшего проезжую часть. До боли знакомая картина для участников подобного ДТП и сотрудников Госавтоинспекции.

Причины. Несоблюдение водителем требования пункта 116 Правил дорожного движения: «При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость движения, вплоть до полной остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходу».

Наказание. Штраф до Br1225 тыс. или лишение права управления транспортным средством. Однако если ДТП повлекло по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, то деяние наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права управления транспортным средством.

Рекомендации. Нужно помнить: контакт глазами с пешеходом не означает, что пешеход остановится или уступит.

Ситуация №2

Водитель легкового автомобиля двигался во втором ряду по дороге с несколькими рядами для движения в одном направлении. Впереди, перед нерегулируемым пешеходным переходом, начал снижать скорость ехавший по соседнему ряду грузовой автомобиль, водитель которого хотел остановиться, чтобы пропустить пешехода, выходящего на проезжую часть. Водитель легкового автомобиля решил опередить грузовой автомобиль и, опережая на пешеходном переходе, совершил наезд на пешехода.

Причины. Несоблюдение водителем требования пункта 117 Правил дорожного движения: «Если перед пешеходным переходом (любым — регулируемым или нерегулируемым) остановилось (стоит) или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения попутного направления, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу». Внимание! Подъезжая к пешеходному переходу, водитель может сразу и не увидеть пешехода, так как тот может пересекать соседний ряд.

Наказание. Штраф до Br1225 тыс. или лишение права управления транспортным средством. Однако если ДТП повлекло по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, то деяние наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права управления транспортным средством.

Рекомендации. Не следует опережать или обгонять в непосредственной близости от  и на пешеходном переходе. Пешеход на пешеходном переходе имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги. Водитель, помни: «Увидел дорожный знак «Пешеходный переход» — думай «Уступи дорогу»!

Езда в сумерках

Особо внимательными и осторожными водителям необходимо быть в сумеречное время. С наступившим осенне-зимним сезоном ночная езда становится крайне небезопасной. Резкое уменьшение расстояния видимости, сектора обзора и контрастности «картинки», влияние суточных биоритмов на общее снижение работоспособности водителя — все это приводит к снижению концентрации и, как следствие, к столкновениям и наездам.


Рекомендации

— Правильно выбирайте скорость: остановочный путь при экстренном торможении не должен превышать расстояния видимости.

— Поддерживайте чистоту лобового стекла как изнутри, так и снаружи.

— Регулярно протирайте фары.

— Всегда включайте ближний свет фар. Габариты используйте только для стоянки.

Действия пешеходов

Во многом безопасность пешеходов зависит от самих пешеходов.

Самыми опасными для пешехода зонами считаются перекрестки, пешеходные переходы, зоны с ограниченной видимостью. Именно там случается большинство наездов. Поэтому здесь вам необходимо быть предельно внимательными.

Постарайтесь поставить себя на место водителя: двигаясь со скоростью 60 км/час, очень тяжело успеть отреагировать на неожиданную ситуацию. Помните об этом. Осень-зима — период, когда происходит резкий всплеск количества наездов на пешеходов.

Причин тому множество. Можно выделить три основные: неблагоприятные погодные условия (слякоть, туман, гололед), большое количество пешеходов, передвигающихся в темное время суток (чистая статистика), и, наконец, отсутствие на одежде пешеходов световозвращающих элементов.

Водитель в ночное время, в условиях мокрой проезжей части, когда головной свет автомобиля теряет эффективность более чем наполовину, не всегда способен вовремя заметить идущего по проезжей части пешехода и правильно отреагировать на его появление.

В то же время далеко не каждый человек в сумерках может правильно определить скорость приближающегося автомобиля.

Ситуацию усугубляют затертые лобовые стекла некоторых автомобилей, пережившие не одну зиму «дворники» и привычка определенной категории водителей ездить с неправильно отрегулируемыми фарами ближнего света.

Чтобы снизить уровень аварийности до уровня развитых европейских стран, нам необходимо не только совершенствовать инженерное обустройство наших улиц и дорог (освещение, пешеходные ограждения и т.д.), но и учиться правильному поведению на дороге. Первый и действительно эффективный шаг в этом направлении пешеходы могут сделать уже сейчас — использовать световозвращающие элементы.

В Европе данное положение является обязательным с 1982 года и за передвижение в темное время суток без фликеров грозит серьезный штраф, а при наезде на пешехода отсутствие световозвращающих элементов на его одежде зачастую служит обстоятельством, исключающим вину водителя.

В Беларуси требование носить светоотражатели при движении в темное время суток введено указом президента от 28.11.2005 №551 (пункты 17.1 и 17.3 ПДД).

Исследования ученых и сотрудников Госавтоинспекции, подтвержденные также выводами зарубежных коллег, показали, что применение пешеходами фликеров более чем в шесть с половиной раз снижает риск наезда на них. Происходит это из-за того, что водитель обнаруживает пешехода, обозначенного световозвращающими элементами, на значительно большем расстоянии — в 150 метрах вместо 30, а при движении с дальним светом — уже на расстоянии 400 метров.

Госавтоинспекция обращается ко всем участникам дорожного движения: в сложных метеорологических условиях будьте предельно внимательны. Пешеходам в темное время суток необходимо иметь на одежде световозвращающие элементы. Перед выходом на проезжую часть убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта.

ГАИ также напоминает: нарушение Правил дорожного движения пешеходу обойдется в Br17 500. Если он находился в нетрезвом виде, то штраф вырастет уже до Br105 тыс. Если по вине пешехода произошло ДТП — ему придется выплатить штраф в размере Br700 тыс.

interfax.by