На государственные проекты, связанные с ремонтом автодорог, сегодня не хватает средств. В результате состояние более чем тринадцати тысяч километров автомагистралей республиканского значения и порядка шестидесяти трех тысяч километров местных автодорог вызывает опасение.
Если ремонт автомагистрали проводится не вовремя, запаздывает или, что еще хуже, делается через раз, это не проходит бесследно для состояния дорожного полотна. Ежегодный износ ведет к необратимому ухудшению состояния дорожного покрытия и требует позже в несколько раз больше средств, чем можно было бы истратить при регулярном обновлении автотрассы.
Еще одна не менее сложная и серьезная проблема, с которой сталкиваются отечественные дорожные службы, – это транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных мостов и путепроводов. 42% из них сегодня не отвечают нормативным требованиям. На трассах общего пользования нуждаются в серьезном ремонте почти полторы тысячи мостов, на республиканских автомагистралях – 345.
Проблема с дорогами и мостами растет как снежный ком. С ростом нагрузки на дорожное покрытие, которая вызвана быстрым увеличением числа автомобилей в стране, износ магистралей ускоряется. Сегодня количество машин приближается к трем миллионам. По оценкам экспертов, к 2015 г. их число возрастет еще на миллион. Это значит, шоссе и дороги будут изнашиваться на 25% быстрее. Больше становится тяжелых крупногабаритных грузовых автомобилей с нагрузкой на одиночную ось свыше 10 т, что также ухудшает положение.
С учетом сложившейся ситуации разработана отраслевая программа «Дороги Беларуси» со сроком реализации до 2015 г. Правда, ход реального финансирования дорожных работ не позволяет выполнить полный объем мероприятий, который предусмотрен этим документом. Для того чтобы хоть как-то выйти из положения, дорожники получили кредит в 650 млрд рублей. Средства первого кредита направлены на реконструкцию дороги М1/Е30, второго – на ремонт и строительство других дорог, включая местные. Благодаря этому предполагается выполнить показатели программы в полном объеме хотя бы по республиканской дорожной сети.
Но для решения всех стоящих сегодня перед дорожниками задач полученных средств недостаточно. Только стоимость строительства в 2009-2014 гг. скоростных автодорог между областными центрами Беларуси оценивается в 6 трлн рублей. А ведь необходимо еще реконструировать 547 км трасс в направлении от Минска до Могилева, Гомеля, Гродно.
При сохранении имеющегося финансирования на развитие дорожного хозяйства выделено всего 2,4 трлн рублей. Откуда возьмутся недостающие средства, пока неизвестно. Новыми планами предусматривается реконструкция трасс от Минска до Могилева в 2009-2011 гг. и до Гомеля – в 2009-2012 гг. Работы по двум другим направлениям – до Гродно и на участке от Логойска до Плещениц – перенесены на 2012-2014 годы.
Впрочем, дорожники уже сейчас делают все что могут. За год ими отремонтировано более трех с половиной тысяч километров авто-трасс общего пользования. Из них почти две тысячи – по республиканской сети, примерно столько же – по местной. Кроме того, обновлено 2263 погонных метра мостов на автомагистралях общего пользования. В итоге программа по текущему ремонту на республиканских дорогах перевыполнена на 2,5% к уровню прошлого года, по реконструкции и строительству – на 0,1% (немного, но все же).
На местных трассах комплекс работ превысил прошлогодний уровень на 1,7%, по текущему ремонту – на 2,3%. Завершен дорожниками капитальный ремонт 381 км автотрасс общего пользования (из них 238 км дорог республиканского значения). Капитально отремонтировано 1811 погонных метров мостов. Закончены работы по строительству северно-го автодорожного обхода Несвижа. После проведения реконструкции сданы в эксплуатацию участки автотрасс на дорогах Минск – Молодечно – Нарочь, подъезд к погранпереходу «Новая Гута». Введены в строй два путепровода через железнодорожные пути: на магистрали Лепель – Полоцк и в районе Жлобина на дороге Минск – Гомель. В сжатые сроки закончен капитальный ремонт автодороги М-2 «Минск – Национальный аэропорт «Минск». Близки к завершению работы по вводу запланированных участков на дорогах: Минск – Могилев, Минск – Бобруйск, Минск – Гродно, а также двух больших мостов через Западную Двину в Верхнедвинске и на обходе Витебска.
В наступившем году дорожники должны закончить и модернизацию автотрассы М-1/Е30 «Брест – Минск – граница России». При проведении этих работ активно применяются новые технологии. К примеру, нанесение на поверхность магистрали специального защитного покрытия, которое увеличивает срок ее службы. С применением инноваций в нынешнем году уже уложено 190 км, а в целом за 2 года – 258 км нового покрытия. Пробуют дорожники зарабатывать деньги и на сторонних заказах, в России. Но это не всегда получается. В РФ тендеры заканчиваются поздно, поэтому регионы определяются с финансированием и фронтом работ только к концу марта. А это Актуально уже разгар строительного сезона, когда начинать работу не имеет смысла.
Именно по этой причине белорусские дорожники недавно отказались от весьма выгодного проекта в Нижнем Новгороде, который предлагало белорусам правительство региона. Впрочем, единичный заказ едва ли решит глобальную проблему с нехваткой средств на обновление дорог. Скорее всего, эту проблему должно решить государство. Захотим ездить – найдутся и деньги.