Введение заградительных ввозных пошлин наделало переполоху не только в среде автодилеров и импортеров, но и среди автоперегонщиков. Собеседник ET CETERA.Авто Александр, перегонщик с почти 18-летним стажем, уверен, что анонсированных послаблений для физических лиц не будет, в противном случае «нагреть руки» на этом смогли бы не только белорусы, но и жители стран-соседей по Таможенному союзу. А это уж точно никому не выгодно.
Потому вскоре после 1 января 2010 года следует ожидать введения мер, которые иным инструментом уравняют возможности юридических и физических лиц. В связи с этим Александр уже подумывает о новом деле для себя и не питает надежд на восстановление авторынка даже вследствие официального уравнивания ввозных пошлин после 1 июля будущего года.
– Как восприняли новость о введении заградительных ввозных пошлин для юридических лиц те, кого в народе называют «перегонами»?
– Безусловно, приятного в этих пошлинах мало, потому что все прекрасно понимают, что такие пошлины – это конец бизнеса.
– принято считать, что людям, которые в частном порядке привозят автомобили из-за границы, легче обойти некоторые требования закона. даже если они оформлены как индивидуальные предприниматели, ввезти машину все равно проще.
– Конечно, физическим лицам привезти машину гораздо проще, потому что для них таможенная процедура заканчивается прямо на границе: на территорию страны они ввозят полностью растаможенный автомобиль, и им остается только явиться в ГАИ для регистрации. У нас же ввоз – это только начало процесса но, на мой взгляд, даже если физическим лица оставят эту «форточку», скорее всего, возникнут проблемы с отчуждением автомобиля. Такая форма уже когда-то принималась: в техпаспорт автомобиля вносится соответствующая отметка, по которой человек не имеет права продавать машину в течение двух лет. Возможно, сейчас этот срок увеличат до трех лет. Скорее всего, будет именно так, и таким образом будут бороться с перепродажей автомобилей, которые будут ввезены по льготным таможенным пошлинам.
– автодилеры говорят, что следующие полгода – с января по июль – станут убийственными для них и золотыми временами для вас:
предрекают возвращение к 2004 году, когда машины возили «почерному».
– сейчас складывается следующая ситуация: если человек не был за границей, его автомобиль не оформят. В любом случае, если даже найдется человек, на которого может быть оформлен автомобиль для его дальнейшей перепродажи, ему необходимо будет оформлять визу, в обязательном порядке приезжать на границу. Безусловно, если на карту будет поставлена такая высокая пошлина, о которой говорят сейчас (десятикратная), то игра стоит свеч. Человек, на которого будет оформляться автомобиль, безусловно, будет зарабатывать довольно крупные деньги за эту услугу. Перекупщик, в свою очередь, будет находить автомобиль, на когото его оформлять и заниматься дальнейшей продажей.
– То есть вы не разделяете мыслей о том, что произойдет какой-то существенный откат к временам «черного ввоза»?
– Это не так просто, как кажется. Я думаю, что в основном на этом деле «нагреют руки» люди, которые живут в приграничной зоне, где вскоре не потребуется виза для посещения, например, Литвы. Единственным препятствием в этом бизнесе может стать запрет на отчуждение автомобиля. Но бума не будет.
– Как обстоит ситуация сейчас, когда до нового года есть время и шансы?
– продажи автомобилей существенно снизились. Всплеск был месяц-полтора назад, и длился он недели две-три, когда люди, напуганные сообщениями о повышении пошлин, бросились покупать машины. Люди набрали ерунды, разгрузили автомобильный рынок, а теперь опять тишина. Незначительное движение есть, люди опять стали покупать достойные машины, ездить на сервис. Люди верят в то, что якобы для физических лиц эта ситуация продлится до первого июля, хотя я в этом сильно сомневаюсь. Я думаю, что, скорее всего, эту лазейку прикроют в ближайшее время: если для физических лиц будет такая поблажка, то приграничная зона сразу проявит себя.
– представители некоторых автоцентров считают, что большое количество белорусов надеется на авось и просто не верит, что с первого января все поменяется настолько радикально. может быть, сегодняшнее положение дел на рынке можно расценивать как затишье перед бурей, а в январе 2010 года стоит ожидать какого-то активного движения на автомобильном рынке?
– Конечно, наши люди всегда надеются на авось, всегда верят в «доброго царя». Я не верю в то, что такая поблажка продлится до первого июля. Думаю, народ будет сильно наказан.
– но ведь людям все равно нужны будут машины. Как поменяется этот рынок и ваш бизнес?
– можно посмотреть на пример России. Там очень сильно снизились продажи иномарок, и бизнес перегонщиков в России практически умер. Богатые люди как покупали, так и покупают автомобили, но сравнивать наш уровень достатка с российским вообще не стоит. Если для наших людей машина за шесть тысяч долларов считается дорогой, то в России машина за двадцать тысяч долларов
– никакая. Думаю, у нас этот бизнес затихнет хотя бы до того времени, пока не поднимется жизненный уровень населения. Но я считаю, что с такими высокими ввозными пошлинами оживить рынок нереально.
– То есть российские автомобили тоже гонять не станете, потому что в этом не будет смысла?
– Безусловно: лучше уж ни как, чем как-нибудь – после иномарки нормальный человек вряд ли сядет на «Жигули».
– судя по вашим словам, ситуация уже сейчас выглядит патовой. Какие применения себе ищете вы и ваши коллеги? Чем-то же нужно кормить семьи.
– уже сейчас мы думаем о новом бизнесе, но могу сказать однозначно, что лично я рабочим на завод не пойду. Работать «на дядю» не очень хочется. Лучше я буду иметь немножко меньше, но буду свободным человеком, нежели за кость работать «на дядю». Основная масса перегонщиков думает точно так же. Мне не хочется идти в стойло. Поэтому мы начнем что-то искать в сфере свободного бизнеса. Скорее всего, это будет какая-то сфера обслуживания, услуг.
Эта сфера требует минимальных вложений, там меньше преград для развития.
– Вы занимались привозом автомобилей на наш рынок давно и пережили не одно потрясение, можете ли вы привести в пример другие решения, события, законы, которые были настолько же судьбоносными?
– В середине 90-х был период, когда на иномарки ввели пошлину в два экю. Моментально автомобильный рынок встал. Такая ситуация продлилась примерно полгода, и тогда из Венгрии и Литвы мы начали гонять «Жигули». Таким образом рынок наполнился «Жигулями».
– из каких стран сейчас выгодно привозить автомобили?
– Выгодно возить со всей Европы и даже из бывшего соцлагеря – из Эстонии, Латвии. Там в свое время было куплено много лизинговых машин, но в связи с кризисом какие-то фирмы закрывались и через банки распродавали автопарки. За вывоз выплачивали какую-то сумму, за счет чего и получалась прибыль у перегонщика.
Раньше везли машины в основном из трех стран: Германии, Бельгии, Голландии. Потом уже присоединилась Франция, Англия, Италия, Испания, Дания. Везли отовсюду и в любом состоянии – лишь бы можно было на этой машине заработать деньги.
– Как менялись качественные и стоимостные предпочтения белорусских покупателей?
– Кризис очень сильно ударил по покупателю, когда в сентябре-октябре прошлого года банки стали отказывать в кредитах. Если в августе люди покупали машины стоимостью 10-12 тысяч, брали кредит и ни о чем не думали, то начиная с ноября цены резко пошли вниз, и уже в январе практически все перегонщики продавали машины «в минус». Ситуация была очень тяжелая: машины были закуплены, продаж не было, цены на машины были минимальные. В марте цены немного повысились, началась стабилизация рынка, и сейчас, я считаю, на рынке машины продаются по реальным ценам. На сегодняшний день даже если перегонщик зарабатывает 500-600 долларов с машины, это очень хорошо. Некоторые довольны и суммой в 200-300 долларов с машины. Для того чтобы хоть как-то сводить концы с концами, нужно пригнать минимум четыре машины в месяц. И не просто привезти, а подготовить и продать. Тогда можно что-то заработать.
– считается, что съездить за машиной самому в некоторой степени выгоднее и дешевле, сколько стоит поездка за машиной за границу?
– Это только кажется, что везти машину самому выгодно. В каждом деле должен быть профессионал. Очень часто бывает, что человек в надежде выиграть в деньгах оказывался в очень большом проигрыше.
Во-первых, человек не знает, где, что и как покупать, каким образом должно быть все оформлено, сколько это должно стоить. Часто получается, что человек, посчитав все расходы и оценив состояние купленного за границей автомобиля, понимает, что дешевле было прийти на рынок, про-диагностировать любую понравившуюся машину и купить ее. Здесь же он берет кота в мешке. Конечно, перегонщики тоже не застрахованы от этого, но это нормальные бизнес-риски.
– с какими еще трудностями приходится сталкиваться перегонщикам?
– Везде, где присутствуют деньги, есть свои трудности и риски. Необходимо грамотно оценить техническое состояние автомобиля, знать конъюнктуру рынка. Кроме того, как говорится, на ловца и зверь бежит. когда продавец, у которого ты покупаешь машину за границей, видит, что ты профессионал, он ведет себя совсем по-другому, и вероятность того, что ты купишь автомобиль, например, с измененным номером кузова или какими-то техническими неполадками, очень мала. Продавец не будет продавать тебе такую машину, потому что знает, что может потом иметь проблемы. Скорее всего, такой автомобиль попадет в руки человеку, который приехал купить машину для себя, по разовой визе. У профессионала такие ситуации бывают очень редко. Я считаю, что самая основная трудность – это правильно выбрать достойный автомобиль. У каждой модели есть свои нюансы, слабые места, и все это нужно знать. Поэтому физическое лицо не выберет автомобиль так, как это сделает профессионал-перегонщик.
– мода на легальный ввоз автомобилей началась не так давно. Многие перегонщики оформились индивидуальными предпринимателями. сейчас им потребуется время на перепрофилирование, на ваш взгляд, сколько времени понадобится для этого? Как долго будет длиться некоторое затишье?
– Все будет зависеть от того, что реально изменится с первого января. Информации для того, чтобы адекватно оценить, что же все-таки произойдет, крайне недостаточно. Индивидуальный предприниматель по большому счету является не юридическим лицом, а субъектом хозяйствования. Во всех документах, которые касаются деятельности юридических лиц, индивидуальный предприниматель идет отдельной строкой. конкретного документа, который разъяснял бы положение индивидуальных предпринимателей, нет, и все остается на уровне слухов и сплетен, понятно, что ситуация однозначно изменится для дилеров и юридических лиц, но что будет с индивидуальными предпринимателями, никто не знает.
– Как вы думаете, ситуация изменится только на полгода, пока не выровняются пошлины для юридических и физических лиц, или эти заградительные пошлины – топор, который сносит голову белорусскому авторынку?
– я сомневаюсь, что такая ситуация будет длиться полгода. На мой взгляд, это просто оттягивание приговора. Скорее всего, это просто заигрывание с народом, на котором кто-то зарабатывает очки. Я уверен, что между собой руководители обо всем уже договорились. Мелькала информация, что, по мнению Медведева, такие заградительные пошлины должны быть едиными для всех. Я думаю, это логично: на каком основании должны быть какие-то льготные ввозные пошлины? Если зона единая, она должна быть единой для всех. Так было бы правильно.
– по-вашему, насколько ужмется этот рынок? Вряд ли из него уйдут все: наверняка останутся люди, которые не умеют делать что-то другое.
– Конечно, такие люди останутся. Возможно, будут пригонять одну-две машины в месяц, оформлять на родителей, родственников, друзей. какое-то движение будет, но это уже не бизнес.