Если не случится ничего непредвиденного, 1 января 2010 г. станет самым запоминающимся Новым годом для российских автолюбителей. Этот и без того красный день календаря будет также датой основания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, который продвигают как интеграционный процесс, идущий на пользу экономикам стран. Об экономике стран — как-нибудь отдельно, а вот что касается рядовых граждан и их микроэкономики, то это будет просто праздник какой-то! В Россию можно будет совершенно безвозмездно ввезти подержанную иномарку из Беларуси, растаможенную по мизерным белорусским тарифам.
Дело в том, что Россия, Беларусь и Казахстан будут представлять единую таможенную территорию. Соответственно российско-белорусская граница откроется. Помимо выгод, которые получит Россия от такого процесса, она может понести и серьезные убытки. Сейчас пошлины на ввоз подержанных иномарок в Беларусь гораздо ниже, чем в России. На сколько? На столько, что у нас они являются заградительными.
Разницей в пошлинах могут воспользоваться автоперегонщики, которые до объединения имеют хорошие шансы сделать товарный запас «автостарины» на территории Белоруссии, а после реализовать его в России. Если, конечно, правительство не примет дополнительных мер, чтобы этого избежать.
С одной стороны, оно обязано это сделать, иначе происходящее будет противоречить протекционистской политике, применяемой в отношении отечественного автопрома. С другой — попытки экстренно залатать дыру в нормативных актах могут задержать образование широко разрекламированного Таможенного союза.
Напомним, что с января 2009 года в целях защиты российского автопрома, сильно «просевшего» из-за кризиса (продажи по сравнению с 2008 годом в 2009 году, по прогнозам, упадут на 50–60%), правительство повысило пошлины на новые иномарки и ввело заградительные пошлины на подержанные. Сегодня, чтобы ввезти автомобиль в возрасте от пяти до семи лет с объемом двигателя 1,8-2,5 литра, гражданин должен заплатить пошлину 4,8 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя, а юридическое лицо — 4 евро. Таким образом, чтобы, например, ввезти 2-литровый пятилетний подержанный автомобиль, необходимо заплатить пошлину более 14 тыс. долларов. И это при том, что его стоимость в Германии, например, составляет около 10 тыс. евро.
В Беларуси ситуация иная. Там пошлины на ввоз подержанных иномарок в 10-12 раз ниже, чем в России — 0,4 евро за 1 кубический сантиметр. Таким образом, пошлина за тот же автомобиль, но растаможенный в Беларуси, составит чуть менее 1 тыс. евро. Если лазейка останется, перегонщики создадут запас машин в Беларуси, которые после объединения таможенных территорий хлынут в Россию. Правда, им надо успеть ввезти автомобили в Беларусь до 1 января 2010 года. После этого срока в соответствии с правилами Таможенного союза и в этой стране будут повышены автопошлины. Но, надо думать, хлопцы постараются.
Следует оговориться: возможно и продление льготно-халявного периода. Унифицированные таможенные пошлины на автомобили для юридических лиц вступят в действие уже 1 января, для физических — с июля 2010 года. Эти тарифы должны быть регламентированы отдельным межправительственным соглашением. Пока оно не сформулировано, пошлины для белорусских частников останутся на прежнем уровне — в несколько раз меньше чем в России.
Частникам от этого, конечно, только польза. А вот промпредприятиям потенциально — серьезный урон. Учитывая выработанную годами у россиян любовь к недорогому и качественному секонд-хенду, демпинг может разом подкосить продажи собираемых в России автомобилей всех классов. Сегодня, например, новые Toyota Camry из Санкт-Петербурга или Volkswagen Passat из Калуги стоят около 900 тыс. рублей. После создания Таможенного союза с ними снова, как и в 2008 году, смогут конкурировать двух-, трехлетние премиальные Mercedes E-класса или BMW 5-й серии. Сейчас их цена после растаможки – около 1,5-1,6 млн рублей, то есть ненамного дешевле, чем такие же новые. Поэтому ввозить их в Россию почти нет смысла.
Автомобили не премиум-класса, например VW Golf или Opel Astra, будут стоить и того дешевле. Так, Golf 2006 года выпуска в хорошем состоянии в Германии можно приобрести по цене до 10 тыс. евро. Можно найти и гораздо дешевле.
Учитывая тот факт, что в 2009 году в Беларусь было ввезено около 200 тыс. подержанных авто и может быть ввезено еще, российским автопроизводителям и дилерам, скорее всего, придется потесниться.
Надо сказать, что Россия после введения заградительных пошлин явно испытывает недостаток в бывших в употреблении иностранных автомобилях. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за 10 месяцев 2009 г. ввоз подержанных автомобилей в Россию сократился в 27 раз, а новых — более чем в 3 раза. Всего за январь — октябрь было импортировано 415 тыс. автомобилей (об истинном спросе свидетельствуют 1,4 млн авто, пригнанные годом ранее). Среди них подержанных — 12,5 тыс. Как правило, это редкие автомобили, которые пригоняют из других стран на заказ. В 2008 году только подержанных авто пригнали около 350 тыс. И хотя вклад в сокращение ввоза внесло общее падение спроса, без заградительных пошлин многие в 2009 году предпочли бы купить подержанного «европейца», чем отечественный или бюджетный иностранный новый автомобиль.
Любопытно, что подержанный импорт из Японии «просел» не так сильно, как ввоз машин из других стран. По данным ФТС, импорт «праворуких» не старше 5 лет упал в 25,2 раза — до 10 тыс. штук. В то же время машин из США привезли в 44 раза меньше, всего 470, из Южной Кореи — в 48 раз, 420 штук, Германии — в 67,5 раза, 90 штук.
Снизилась и средняя цена привозимых в Россию иномарок. Без учета пошлины новые импортируемые автомобили «подешевели» до 16,6 тыс. долларов (в 2008 году — 17,5 тыс. долларов), а вот подержанные автомобили в возрасте до пяти лет, напротив, подорожали до 6 тыс. долларов (в 2008-м — 5,4 тыс. долларов).
Также интересно, что при подорожании практически всех автомобилей, включая продукцию АвтоВАЗа, в 2009 году средняя цена покупаемого в России автомобиля снизилась. Это связано с тем, что наши сограждане стали покупать автомобили ниже классом, чем купили бы до кризиса.
По данным агентства «Автостат», средняя стоимость легкового автомобиля составила чуть менее 19 тыс. долларов (22,8 тыс. долларов — в 2008 году). Именно этот фактор — прямое свидетельство возможной и чрезвычайно высокой популярности подержанных автомобилей из Беларуси.
Дело в том, что, несмотря на снижение средней цены покупаемого автомобиля, россияне все равно стараются не переходить на исконно отечественные авто. По данным «Автостата», доля иномарок, несмотря на их сильное подорожание, в объеме рынка снизилась всего на 2,8% — с 75,3% в 2008 году до 72,5% по итогам трех кварталов 2009 года. Тем не менее первые четыре места в рейтинге самых продаваемых новых моделей в России удерживает продукция АвтоВАЗа – Lada Priora, Samara, 2105/2107 и Kalina соответственно.
Выход из потенциально опасной ситуации российские автодилеры видят в скорейшем повышении белорусских таможенных пошлин для физлиц. Если пошлины не будут изменены, российские автодилеры обещают обратиться к правительству через российскую ассоциацию автодилеров с просьбой о введении контрмер.
Правда, некоторые эксперты полагают, что проблем у российских автопроизводителей не будет. При объеме российского рынка в 116 тыс. авто (по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, столько автомобилей было продано в России только в октябре 2009 года) 200 тыс. белорусских подержанных иномарок, при том, что далеко не все они будут продаваться в Россию, вряд ли нанесут сильный удар по дилерам и автопроизводителям. Ситуация может лишь на короткое время вызвать сокращение продаж новых авто, и только в европейской части страны. До Дальнего Востока, где сильны позиции японских автопроизводителей, иномарки из Беларуси вряд ли доберутся.
Кроме того, в России уже существует огромный внутренний рынок подержанных иномарок. Из-за падения спроса, а также того, что многие автовладельцы продают свои кредитные автомобили из-за сложной финансовой ситуации, цены на них стали снижаться.