Легковые и грузовые машины, мотоциклы и лодки первый импульс энергии для запуска стартера получают от электрической батареи. Устройство не вырабатывает электричество, но накапливает заряд и отдает энергию потребителю. Стартовый энергетический узел выдает высокий пусковой ток, заводит мотор, подзаряжается во время движения. В основе принципа работы накопителя энергии лежит реакция окисления и восстановления электролита.
Устройство автомобильного аккумулятора
Подавляющее большинство стартовых батарей относятся к свинцово-кислотным. Жидкий электролит представляет раствор серной кислоты определенной плотности. Катодом служит свинцовая пластина с выводом для соединения в общую цепь. Анод – угольная решетка, обмазанная активной смесью с содержанием окисла свинца.
Один элемент, состоящий из перечисленных компонентов, всегда заряжается до 2,1 В. Изделие собрано из нескольких, последовательно соединенных ячеек, напряжение суммируется, Выводная клемма размещается на крышке корпуса аппарата. Общий заряд, емкость, измеряется в ампер-часах, и равна показателю ячейки с самым низким значением.
Электролит может быть в виде жидкого раствора, гелеобразной массы или жидкости в пористой губке. Сепаратор обеспечивает свободный обмен ионами.
Основные характеристики
Стартовый аккумулятор предназначен для запуска двигателя авто. Импульс тока силой, многократно превышающей значение в ампер-часах, подается на стартер. В секунды расходуется до половины емкости накопителя. Заряд восстанавливается, при движении. Генератор получает энергию от мотора и через реле подзаряжает батарею. Выбор нового изделия – всегда риск. «Первая аккумуляторная компания» предложит надежный прибор и обеспечит доставку товара клиенту.
Критерии выбора аккумулятора на автомобиль:
- Тип – обслуживаемый, малообслуживаемый, необслуживаемый.
- Совместимость – по напряжению различают приборы на 6, 12, 18 вольт.
- Подключение клемм – прямое и обратное.
- Емкость прибора 45 – 100 Ач должна соответствовать способности генератора обеспечить подзарядку.
- Ток холодной прокрутки стандарта DIN выше 250 А (не путать с EN).
- Время автономной работы автомобиля на одном заряде 60 -120 минут.
Виды автомобильных аккумуляторов
Рынок предлагает множество моделей разных типов.
Жидкие кислотные свинцовые батареи
Обслуживаемые устройства называют сурьмянистыми, за счет добавления в компонентный состав сурьмы. Каждая ячейка имеет пробку. Перед зарядкой их снимают, измеряют уровень и плотность. Выкипевшую жидкость восстанавливают добавлением дистиллированной воды.
В необслуживаемых изделиях пробки расположены вне зоны доступа, корпус герметичный. Пластины всегда под заливом. Нужно следить за состоянием вентиляционных отверстий. Необслуживаемые кальциевые накопительные узлы нельзя глубоко разряжать и замораживать.
Гибридные аппараты относят к малообслуживаемым. В составе активных компонентов используется свинец и сурьма.
Аккумуляторы непроливаемые
Гелевые банки представляют элементы, скрученные в спирали. Необслуживаемые конструкции не терпят перезаряда, неустойчивых параметров в бортовой системе автомобиля, напряжения в сети выше 14,4 В. После замораживания элемент не восстанавливается. Изделия востребованы для установки на скутера и лодочные моторы – эксплуатация их допускается с любым наклоном – желеобразный гель не вытечет.
Накопители AGM с электролитом в пористой прокладке между заряжаемыми пластинами используют чаще в автомобилях. Они не боятся низких температур, не разрушаются от перемерзания, но стоят дорого.
Лучшие производители и марки
Обычно свинцово кислотные батареи отрабатывают 3-4 года, цены зависят от марки изделия. Зарубежную модель Bosch, BAREN, VARTA премиум класса производитель оценит на порядок выше, чем российскую. Проработают они дольше, но не в 10 раз.
Российский прибор «Зверь» из Свирска, и его модификации выдают ток холодной прокрутки 530-950 А, их можно эксплуатировать при -50 0 С.
В содружестве с VARTA работает производитель «Аком», создает серии кальциевых аппаратов, допускающих глубокую разрядку, необслуживаемых. Известен хорошим качеством продукции завод в Тюмени.