Парадоксальная ситуация складывается на отечественном рынке коммерческих автомобилей. С одной стороны, продажи, вопреки многим прогнозам, продолжают расти, с другой – все уже на изготовке: кто же окажется лузером рынка в ближайшем будущем и кому по наиболее выгодным ценам достанутся самые достойные автомобили, пригодные не только для работы?
О стабильном росте рынка коммерческих автомобилей в нашей стране говорить не приходится как минимум по двум причинам. Во-первых, более-менее динамично продажи новой автомобильной техники, пригодной для передвижения, приносящего доход, стали развиваться у нас всего пару лет назад. Во-вторых, как отмечают авторитетные эксперты, нынешний этап увеличения продаж может завершиться намного быстрее, чем начинался.
На сегодняшний день объемы продаж по сравнению с легковыми автомобилями у коммерческой техники не совпадают ни по объемам, ни по динамике. В числе лидеров отечественного рынка уже не первый год фигурируют микроавтобусы и фургоны Mercedes-Benz, Citroen, Renault, Fiat и Peugeot. А безоговорочный лидер на рынке коммерческих автомобилей в Беларуси – компания Volkswagen.
По данным Белорусской автомобильной ассоциации, рыночная доля коммерческих автомобилей Volkswagen в прошлом году практически достигла 60% и в количественном выражении составила 1937 автомобилей из 3278, зарегистрированных в стране. И, как отметил в беседе с корреспондентом «Е:Дорога» руководитель отдела маркетинга импортера Volkswagen в Беларуси «Атлант-М Фарцойхандель» Александр ДЕМИДОВИЧ, «проводимые в настоящий момент акции по коммерческой группе позволяют надеяться на сохранение лидирующих позиций на рынке».
При этом, по словам Демидовича, «нельзя сказать о какой-то четкой предрасположенности белорусов. На самом деле популярен практически весь модельный ряд: от легких и маневренных фургончиков Caddy, вместительных и комфортных микроавтобусов Caravelle до настоящих трудяг – тяжелых фургонов Crafter. В чем залог успеха «коммерсантов» Volkswagen? С одной стороны, это безукоризненные эксплуатационные характеристики. Низкий расход топлива, высокая грузоподъемность и вместимость кузова автомобилей Volkswagen – это то, что всегда нужно транспортникам. Добавьте сюда высокий моторесурс и остаточную стоимость. Вдобавок развитая дилерская сеть: обслужить автомобиль Volkswagen сегодня можно в фирменном сервисном центре, который есть в каждом областном городе. Ну и, конечно же, грамотная маркетинговая и сбытовая политика, которая всегда была построена на партнерстве с клиентом».
С утверждением конкурентов лидера рынка, будто Volkswagen лидирует исключительно за счет низкой ценовой политики, можно будет согласиться или нет совсем скоро. Ведь среди потребителей коммерческих авто очень высока доля тех, кто поначалу отдает предпочтение подержанной либо недорогой технике, но вскоре приходит к выводу, что существуют гораздо более важные вещи: надежность, экономичность и уровень сервиса.
Нельзя не обратить внимание на то, что по итогам первых четырех месяцев в Беларуси наблюдается рост продаж коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее увеличение продаж наблюдается даже на фоне того, что у некоторых дилеров при покупке коммерческого авто до сих пор, например, запрещено устанавливать дополнительные опции самостоятельно, поскольку это влечет за собой снятие с гарантийного обслуживания. Известны случаи, когда дорогостоящие коммерческие автомобили снимались с гарантийного обслуживания лишь по причине самовольной и достаточно безобидной установки магнитолы в салоне. Однако, даже если действительно с оптимизмом относиться к показателям этих продаж в нынешнем году, которые пока не устремились в падение вслед за легковушками, нужно иметь в виду, что продажи коммерческих автомобилей имеют свою специфику.
Отличия в сегментах легковых и коммерческих автомобилей начинаются уже с того, что времени на принятие решения о покупке во втором случае уходит гораздо больше. К тому же стоит учитывать, что отечественные субъекты хозяйствования, на долю которых приходится большая часть продаж коммерческих автомобилей, чувствуют себя нынче не слишком комфортно и перспективно. Для многих сокращение расходов на приобретение новой техники уже стало реальностью, а некоторых оно ожидает совсем скоро. И это, по мнению экспертов «Е:Дорога», непременно отразится на развитии рынка коммерческих автомобилей.
Для потенциальных покупателей коммерческих автомобилей, впрочем, ситуация развивается даже чересчур благоприятно: на таких условиях да с такими посулами от импортеров, которые неизбежны вскоре, сталкиваться прежде не приходилось. И это уже не говоря о том, что просто обречено на повышение качество послепродажного обслуживания, которое в некотором смысле будет определяющим в том, кто же окажется в лидерах по продажам «коммерсантов»